ВАШИНГТОН, 4 ноя — РИА Новости, Алексей Богдановский. Промежуточные выборы пройдут в США 4 ноября, по их результатам администрация президента Барака Обамы может утратить контроль над сенатом и потерять политическую инициативу во многих вопросах.
Сенат важнее прочих
Во вторник избираются 435 депутатов палаты представителей конгресса, 36 сенаторов, 36 губернаторов, законодательные собрания 46 штатов. Выборы называются промежуточными потому, что проводятся на середине очередного президентского срока — главе государства Бараку Обаме осталось еще два года у власти.
Традиционно действующие сенаторы имеют большое преимущество перед кандидатами, которые осмеливаются бросить им вызов, но на промежуточных выборах партия, занимающая Белый дом, почти всегда теряет голоса. Популярность президента Обамы находится на рекордно низком уровне, и некоторые однопартийцы-демократы даже пытались отмежеваться от президента в ходе предвыборной кампании.
Сейчас демократы контролируют в сенате 55 мест из 100, для большинства республиканцам нужно получить шесть мест. При этом демократам надо защитить свои позиции в 21 штате из 36, причем в семи из этих штатов на прошлых президентских выборах победил кандидат-республиканец. По различным подсчетам, демократы наверняка должны потерять два места — в Монтане и Дакоте, и рискуют потерять их еще в 9 штатах: Аляска, Арканзас, Айова, Западная Виргиния, Колорадо, Луизиана, Мичиган, Нью-Хэмпшир, Северная Каролина. У республиканцев реальная опасность потерять места есть только в Кентукки и в Канзасе.
Тем не менее точно предсказать победу республиканцев пока нельзя. Некоторые американские СМИ используют сложные системы прогнозирования, которые включают суммирование опросов общественного мнения и статистический анализ по сложным алгоритмам. Так, авторитетный сайт FiveThirtyEight, успешно предсказывавший исход выборов начиная с 2008 года, прогнозирует, что шансы республиканцев забрать сенат составляют 69%. Однако и в этой статистической модели демократы побеждают в 31% из десятков тысяч просчитанных возможных сценариев.
Что будет, если демократы уступят Сенат
Из-за системы сдержек и противовесов, заложенной в конституции США, конгресс и президент не могут действовать друг без друга по наиболее важным вопросам. Демократическая и Республиканская партия на протяжении ряда лет демонстрируют растущую неспособность договариваться друг с другом. Уже контроль над палатой представителей дает республиканцам возможность подвергать обструкции большинство крупных инициатив администрации Обамы, так что президент вынужден проводить свою политику указами в тех областях, где ему не требуется согласие конгресса. Однако потеря сената заставит администрацию Обамы расстаться и с оставшейся инициативой в конгрессе.
Если контроль в конгрессе разделен между двумя партиями, палатам часто приходится согласовывать разные варианты одного законопроекта, идти на взаимные уступки. В случае победы в сенате республиканцы смогут преодолевать демократическую оппозицию, продвигать через конгресс выгодные им законопроекты, и президент должен будет либо подписывать их в предложенном варианте, либо накладывать вето. Усилится республиканская обструкция назначенцам на многочисленные должности, для которых требуется одобрение сената. Обаме придется чаще отзывать кандидатуры высших чиновников или назначать тех, кого хотят видеть на посту республиканцы.
В области внутренней политики президенту, вероятно, придется проститься с амбициозным планом иммиграционной реформы, которая предполагает легализацию миллионов незаконных мигрантов. Возможно, будут похоронены и другие начинания администрации, такие как налоговая реформа или повышение минимальной заработной платы. Вместе с тем республиканцам не удастся аннулировать уже вступившую в силу реформу здравоохранения, с которой они безуспешно боролись на протяжении ряда лет.
В постоянных бюджетных спорах с демократами контроль над сенатом республиканцам поможет мало. Для блокирования принятия бюджета достаточно контролировать одну из двух палат конгресса. Прошлой осенью республиканцы устроили очередное прекращение финансирования федерального правительства, которое привело к многодневному закрытию госучреждений. Однако угрозы дефолта по внешнему долгу на демократов не подействовали, и обеим партиям пришлось договариваться по бюджету на фоне рекордного недовольства избирателей деятельностью конгресса.
Во внешней политике Обаме придется корректировать курс в случае победы республиканцев. Республиканцы гораздо критичнее, чем нынешний Белый дом, подходят к возможности договоренностей с Ираном по ядерной программе Тегерана. Если США, Россия и другие международные посредники договорятся с Ираном о снятии международных санкций, Белому дому придется идти "на поклон" в конгресс с просьбой отменить санкции.
В вопросах вооруженного вмешательства за рубежом республиканцы и демократы зачастую соревнуются в том, кто является наибольшим "ястребом". При этом партии часто услужливо "пропускают" друг друга вперед в случае, когда нужно переложить на политического оппонента ответственность за неудачи. Так, когда администрация Обамы в 2013 году столкнулась с резкой оппозицией в обществе при подготовке военной операции против Сирии, президент попытался обратиться в конгресс за разрешением на бомбежки, чтобы разделить с депутатами ответственность перед избирателями. При этом члены конгресса сами испугались оппозиции избирателей, и инициатива провалилась. Однако когда в 2014 году исламисты провозгласили халифат на захваченных территориях Ирака и Сирии, Обама посчитал, что поддержка общественного мнения достаточно велика, и что он может начать новую военную операцию на Ближнем Востоке без одобрения конгресса.
Изменится ли отношение к России?
Вашингтон и Москва едины во мнении, что отношения России и США резко ухудшились в последнее время, и их улучшения в ближайшее время ожидать не приходится. США не признали присоединение Крыма к России по результатам референдума в марте и обвинили Москву во вмешательстве в конфликт на Украине — Россия это обвинение категорически отрицает. На протяжении 2014 года США ввели против России ряд санкций, начиная с российских политиков и чиновников и заканчивая целыми отраслями российской экономики — оборонной, финансовой, энергетической. США также активно добивались введения аналогичных санкций против России со стороны Евросоюза, который может похвастаться значительно более тесными экономическими связями с Москвой и рискует потерять намного больше от собственных санкций и российских контрмер.
Обе партии в конгрессе в целом поддержали курс администрации. В конгрессе рассматривается целый ряд законопроектов и инициатив, предлагающих ужесточить санкции против России. Сенаторы Карл Левин и Джим Инхоф предлагают поставлять оружие правительству Украины для защиты от "российской агрессии". Однако "застрельщиком" санкций пока что остается Белый дом, который еще не обращался в конгресс за формальным разрешением на очередные меры против России. У большинства антироссийских законопроектов, которые ждут своего часа в конгрессе, есть спонсоры из обеих партий. Таким образом, существенных разногласий между Белым домом и конгрессом относительно санкций нет, правящая партия и оппозиция едины в негативном отношении к России.
При этом риторика против России может ужесточиться, если республиканцы окажутся в большинстве в сенате и захотят обыграть свой традиционный имидж поборников национальной безопасности. Президент Обама задал "высокую планку" нападкам на Россию, назвав с трибуны ООН российскую политику одной из трех главных угроз миру наряду с лихорадкой Эбола и терроризмом и получив в ответ отповедь от МИД РФ, который назвал речь президента США "набором клише и пропагандистских лозунгов". Республиканцы-"ястребы" могут не захотеть отставать от президента, и контроль над повесткой дня в сенате им в этом поможет. Кроме того, Россия может стать удобным "пугалом" для военно-промышленного лобби в борьбе против значительного сокращения расходов на армию после сворачивания войн в Ираке и Афганистане.
При этом США не отказываются от сотрудничества с Россией полностью, и в некоторых внешнеполитических вопросах Белому дому парадоксальным образом легче сотрудничать с Россией, чем с конгрессом. Например, в патовой ситуации между Белым домом и конгрессом относительно готовившихся ударов по Сирии осенью 2013 года именно российская инициатива помогла президенту Обаме спасти репутацию и отказаться от военной операции в обмен на уничтожение сирийского химического оружия. Также Россия и США успешно сотрудничают в переговорах с Ираном, в то время как отмена санкций конгресса против Тегерана может оказаться для Белого дома сложной задачей.