Димитриевская родительская суббота по православному календарю — суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского 8 ноября (26 октября по старому стилю), когда совершается поминовение усопших.
В 2014 году этот день приходится на 1 ноября (19 октября по старому стилю).
В отличие от родительских суббот мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон (Устав, церковно-богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения православных церковных служб) умалчивает, поскольку эта суббота — русское благочестивое установление, связанное, по преданию, с именем святого благоверного великого князя Дмитрия Донского.
Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над ханом Мамаем, 21 (8 по старому стилю) сентября 1380 года, князь Дмитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель (ныне Свято-Троицкая Сергиева Лавра). Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву и дал ему из числа братии двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил церкви совершать это поминовение ежегодно в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского — дня своего тезоименитства (именин).
С тех пор на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только павших воинов, но и всех усопших православных христиан.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей.
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родственников, в церквях и на кладбищах совершают заупокойные службы — панихиды и литии, устраивают поминальные трапезы.
Чтобы помянуть своих почивших родственников, православный христианин посещает храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все молитвенные песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших.
Утром, в субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами. Поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто дорог каждому христианину.
Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.
Молитва за усопших для православного христианина — главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Ничто земное уже не интересует усопших, дорогие надгробия, пышные поминки и прочее им не нужны. Больше всего они нуждаются в молитве об упокоении их души и о прощении вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. По словам святителя Феофана Затворника, усопшие нуждаются в молитвах, "как бедный в куске хлеба и чаше воды".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников