МОСКВА, 31 окт — РИА Новости. Эксперты совместно с Минфином в марте-апреле планируют представить оценки бюджетных рисков, прежде всего от снижения цены на нефть и из-за ситуации на валютном рынке, а также рекомендации по их преодолению. Для этого при общественном совете Минфина создан комитет, который возглавит научный руководитель Экономической экспертной группы (ЭЭГ) при правительстве РФ Евсей Гурвич, говорится в сообщении министерства по итогам заседания совета.
"Следует создать в рамках общественного совета комитет по бюджетным рискам с тем, чтобы представить на заседание общественного совета в марте-апреле доклад по интегральной оценке рисков", — заявил участник заседания, председатель комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты РФ Иосиф Дискин.
Эксперты и Минфин считают, что существенным риском является снижение цены на нефть. Если цена сохранится на уровне 85 долларов за баррель, то потери бюджета при сохранении валютного курса на текущем уровне составят более 400 миллиардов рублей в год. Что касается прогнозов экономического роста, то он также может оказаться хуже ожидаемого. Отмечались и риски снижения доходов бюджета из-за снижения объемов экспорта нефти и газа, а также сокращения импорта в РФ как в 2014 году, так и в следующую трехлетку.
При этом эксперты подчеркнули, что комитет в своей работе должен учесть не только те риски, которые видит Минфин, но рассмотреть и альтернативные оценки экономической ситуации, например, в сфере денежного предложения.
Не только диагноз, но и рецепт
Министр финансов Антон Силуанов, присутствовавший на заседании, отметил, что Минфин хотел бы увидеть не только анализ существующих бюджетных рисков, но и предложения по их преодолению. "В частности, речь может идти о предложениях по либерализации работы бизнеса, по защите прав собственности, в области бюджетной политики, судебной системы", — сказал Силуанов.
Участники совета пришли к выводу, что первой реакцией на риски должна стать оптимизация расходов. Гурвич в частности предупредил Минфин, что Россия сейчас может попасть в ту же ловушку, что и Греция: когда в стране замедлился экономический рост, быстро сократить неэффективные расходы правительству Греции не удалось, а это повлекло за собой рост дефицита и объема долга страны.
"Вливание денег в экономику существенно не изменит ситуацию…. Речь должна идти о снижении неопределенности экономической политики государства, у нас есть предложения в этой сфере", — отметил в свою очередь председатель общественного совета при Минфине Сергей Синельников-Мурылев.
В частности, научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин пояснил, что речь должна идти не только о снижении налоговой нагрузки на бизнес, но и, в первую очередь, о сокращении а
дминистративных барьеров. Также эксперты подчеркнули, что необходим существенный контроль над госпрограммами и анализ расходов, заложенных в них.
"Здесь есть большие резервы для повышения эффективности госпрограмм. Но я бы не стал всю ответственность за это возлагать только на министерство финансов: необходимо внедрять общественный аудит инвестиционных проектов с государственным участием стоимостью более 1 миллиарда рублей. Решение об этом есть, а аудита нет, и это вопрос не Минфина, а всего правительства и общественности", — отметил Гурвич.