Дмитриевская родительская суббота
Этот день всеобщего поминовения усопших в Русской православной церкви приходится на субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского — 26 октября (8 ноября по новому стилю).
В православии каждый день недели посвящен памяти определенных событий, праздников, святых, и суббота в недельном церковном круге – день поминовения всех "от века преставльшихся православных христиан". Но есть еще дни особого поминовения – родительские субботы. Димитриевская изначально была посвящена поминовению воинов.
По преданию, она установлена князем Дмитрием Донским после битвы на Куликовом поле. А первое письменное упоминание Дмитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших православных христиан содержится в новгородском сборнике XV века. В XIX веке святитель Филарет (Дроздов) предполагал, что обычай сложился после смерти Дмитрия Донского – когда в ближайшую ко дню его ангела субботу поминали князя и его сподвижников, а заодно и своих близких.
Однако к этому времени традиция уже укоренилась, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам, "за веру, царя и отечество, на поле брани живот свой положившим".
Накануне родительской субботы — вечером в пятницу — в православных храмах служится великая панихида, которую называют греческим словом "парастас", а в саму субботу, утром — заупокойная литургия, а после нее — общая панихида.
А еще в этот день, по старой церковной традиции, прихожане приносят в храм еду — "на канон" (или "на канун"). Обычай этот идет от древней практики совершения общих тризн, когда собирали больший общий стол, чтобы всем вместе помянуть умерших близких. Сейчас продукты, которые верующие приносят в церковь, идут, в основном, на помощь малоимущим, которых приход опекает.
Торжество всех святых
Христианский праздник всех святых имеет у католиков высший ранг – торжества. В этот день посещение мессы для верующих – обязательно.
Богословское объяснение сути этого праздника, как правило, исходит из описанного в "Откровении Иоанна Богослова" поклонения всех святых – и прославленных, и оставшихся неизвестными – Агнцу Божию.
Первыми почитаемыми в христианской церкви святыми были мученики. Ключевым для празднования их памяти было понятие dies natalis – "дня рождения". Но если в языческой античности под этим понимали день физического рождения, то для христиан это был день кончины мученика — его "рождения для Неба", его пасхального перехода по образу Христову.
По языческим обычаям, родные и друзья покойного собирались в день его рождения на кладбище, чтобы предложить теням усопших разделить с ними поминальную трапезу. Христиане заменили ритуальные рыдания на пение псалмов, исполненных надежды Воскресения, а на кладбищах в годовщину смерти мученика совершали Евхаристию, подразумевая духовное присутствие святого в собрании «своих» ради обмена с ними дарами Божией любви.
После окончания гонений возникла идея мученичества без крови — аскезы, и в церковном календаре появились имена святых монахов (преподобных) и дев.
На основании календарей составлялись Мартирологи — каталоги имен святых в последовательном (день за днем) порядке, а имена местных святых помещались на диптихах — специальных таблицах, выставлявшихся в храме. Потом на основании поместных Мартирологов стали составляться календари для Вселенской церкви — Синаксари.
Культурологи чаще всего связывают празднования Дня всех святых 1 ноября с кельтским праздником окончания уборки урожая — Самайном: по этой версии, христиане Англии и Ирландии, переосмыслив древнюю языческую традицию, с VIII века стали праздновать 1 ноября память всех святых, а позднее этот обычай перенял Рим.
Впрочем, есть и чисто историческая версия. Согласно ей, первоначально память всех святых исповедников веры совершалась в пятницу первой недели после Пасхи. Святой Ефрем Сирин упоминает о праздновании всех святых 13 мая, Иоанн Златоуст — в воскресенье после праздника Сошествия Святого Духа. И православная церковь до сих пор отмечает его в первое воскресенье по Пятидесятнице, объясняя это тем, что любая святость является плодом Святого Духа, дарующего людям благодать и ведущего их к совершенству.
На Западе в начале VII века папа Бонифаций IV 13 мая освятил бывший Пантеон как храм в честь Девы Марии и всех мучеников. По этому случаю было предписано перевезти из катакомб в церковь останки 28 мучеников, и день этот стал отмечаться как праздник, в который сначала поминались только мученики.
А в середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. Столетием позже папа Григорий IV сделал 1 ноября общим для всей католической церкви праздником, а Карл Великий повелел отмечать его во всей империи франков.
В XV веке папа Сикст IV добавил к празднику октаву — восьмидневное постпразднование, которое в середине XX века было отменено.
Литургические молитвы Дня всех святых прославляют Бога – единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых и взывают к их заступничеству, а отрывки из Священного Писания, читаемые во время мессы, свидетельствуют о присутствии бесчисленных воинств святых, войти в число которых призваны все христиане.