Олесь Бузина, писатель, Киев, для МИА "Россия сегодня"
В последнее время, кроме извечных русских вопросов: "Что делать?" и "Кто виноват?", появился еще один: "Стоит ли ехать на Украину?" Не в смысле насовсем. А на недельку. На пару дней. В отпуск или на выходные. Всего год назад Киев и Одесса были привычными местами, куда москвичи слетались "погудеть" на майские праздники, а Львов — дешевой безвизовой заменой Кракова или Праги. Теперь все иначе. В Киеве — национальная революция. На Донбассе — гражданская война. А в телевизоре — страшная картинка, отбивающая всякое желание у среднестатистического обывателя подниматься с дивана и рисковать своей жизнью, чтобы отправиться в страну воскресшего гоголевского Вия.
Раннее утро. Киевский вокзал в Москве. Таксист, встречающий меня, явно нервничает: "Ну, что там у вас?" И сразу же сам отвечает: "Бардак же! Полное беззаконие! Власти никакой у вас там нет. У меня у самого жена родом с Украины. Женаты уже тридцать лет, а к теще на вареники съездить теперь не могу".
Начинаю терпеливо объяснять, что бардака, конечно, хватает. Но власть кое-какая есть. И штрафует, и пакует — все, как положено. Да и не так часто обычному человеку приходится полагаться на власть — больше на себя и свою смекалку: "А вам с вашими украинскими связями и вообще нечего бояться. Скажете на границе, что к теще едете. Ни один пограничник аргументов не найдет, чтобы завернуть".
Тем не менее, мой собеседник упорно стоит на своем: "Нет, я приеду, когда у вас там все успокоится".
Что ему возразить? Успокоится у нас не скоро. Да и вообще Украина — беспокойная страна. Бунташная. Мне самому моя родина напоминает автомобиль, попавший в жестокое ДТП и вызывающий по этой скорбной для пассажиров причине повышенный интерес международной общественности.
"Можно интимно-бытовой вопрос?", — спрашивает меня очень милая московская барышня, у которой тоже родственники в Украине. — У нас пронесся слух, что в Киеве нет ни тепла, ни газа, ни воды. Это правда?"
Успокаиваю и ее. Вода в Киеве есть. И газ — есть. Не было все лето горячей воды в половине города — топливо экономили. Но с октября теплую воду везде включили. Зато есть новый анекдот: "Мэра Киева Виталия Кличко спросили, как киевлянам пережить холодную зиму? А он ответил: "Прячьтесь в угол квартиры. Там — 90 градусов".
Но это, повторяю, только анекдот. И лето пережили. И зиму переживем. В Киеве ведь тоже разнесся, благодаря "патриотическим" местным журналистам", слух, что в Москве в связи с охлаждением украинско-российских отношений запретили слово "борщ", заменив его словосочетанием "суп свекольный". И мне по возвращении из Москвы пришлось показывать знакомым меню прямо из ресторана в аэропорту Шереметьево с якобы запрещенным блюдом. Чтобы развеять навеки их страхи по поводу "репрессий" против борща.
В общем, если вам все-таки приспичит отправиться в страну Гоголя и Бандеры, рискните. Тем более, что вы не так уж многим рискуете. Я не говорю о зоне так называемой АТО. Там идут боевые действия. Ехать туда не стоит, если вы не Хемингуэй. Но ведь вы же не Хемингуэй?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции