Рейтинг@Mail.ru
Инклюзия – это новый образ мышления - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Инклюзия – это новый образ мышления

© РИА Новости / Владимир Трефилов Начальник отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Лариса Фальковская
Начальник отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Лариса Фальковская
Читать ria.ru в
Дзен
Социализация детей с ОВЗ – одно из приоритетных направлений политики Министерства образования и науки РФ. О развитии инклюзивного образования в нашей стране корреспондент РИА Новости Оксана Баранова побеседовала с начальником отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ларисой Фальковской.

Социализация детей с ОВЗ – одно из приоритетных направлений политики Министерства образования и науки РФ. Принятый в прошлом году "Закон об образовании" впервые ввел понятие "инклюзия", открыв тем самым, новые горизонты усовершенствования образовательных моделей для детей-инвалидов. При этом большая роль отводится развитию служб, позволяющих как можно раньше выявить трудности развития у ребенка, тем самым правильно подготовить его к дальнейшему процессу обучения. В рамках мультимедийного круглого стола по теме социализации детей, организованного на площадке МИА "России Сегодня" корреспондент РИА Новости Оксана Баранова побеседовала о развитии инклюзивного образования в нашей стране с начальником отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ларисой Фальковской.

Лариса Павловна, выступая на мероприятии, вы отметили, что огромная роль в успешном продвижении модели инклюзивного образования, отведена Службам раннего развития. Как эта система развивается в регионах РФ?

— Процесс создания Служб ранней помощи начал активно развивается с 2004 года, но если говорить о регионах, пока не везде однородная ситуация. В системе образования создание Служб развивалось в рамках региональных проектов, в 4 субъектах: Самарская область, республика Марий Эл, Красноярский край, Москва. Параллельно по всей России Службы ранней помощи создавались и в рамках систем социальной защиты, здравоохранения. Одними из первых, активное участие в этом приняли Хабаровский край, республика Бурятия.

Причем надо сказать, во всем мире Службы ранней помощи тоже существуют в разных  сферах, и это правильно. Ведь они должны выполнять роль системного оператора, который будет координировать и информировать семьи с детьми, имеющими трудности с развитием или предпосылки к этому, по какому пути развития им идти дальше. При этом, какому ведомству будет подчиняться эта структура, не так важно.

Например, сама идея "социального навигатора" РИА Новости тоже, по сути, близка к роли системного оператора. Важно другое – кроме предоставления информации, должна быть создана инфраструктура, которая обеспечивает условия для коррекционной помощи детям, решена кадровая проблема. Суть ранней помощи заключается в совместных со специалистами детско-родительских занятиях. Главная задача специалистов: настроить маму и папу на ребенка и научить определять его особые потребности развития и их реализовывать, создавать такую среду, которая будет стимулировать активность и самостоятельность деятельности ребенка даже при условии его тяжелых ограничений жизнедеятельности.

- Сейчас активно обсуждаются федеральные образовательные стандарты для детей с ОВЗ. Что, прежде всего, родители должны знать об этих стандартах?

Да, действительно, образовательные стандарты разрабатываются абсолютно для всех детей с ОВЗ. Родителям, воспитывающих таких ребят, необходимо знать, что стандарт это документ, в котором прописаны три основные составляющие: требования к условиям обучения, к программам и, к результатам образовательного процесса. Эти требования должны выполняться повсеместно: во всех субъектах РФ.  Для большего числа детей с ОВЗ благодаря стандарту должн быть организован образовательный процесс. То есть дети точно так же, как и их здоровые сверстники могут выходить на итоговую аттестацию. Точно так же писать ЕГЭ.

- Но при этом стандартом предусмотрены адаптированные программы обучения для детей с ОВЗ?

— Конечно. Именно степень адаптации для разных категорий детей и прописана в стандартах. Это может быть чуть более длительный срок освоения программы, введение в процесс обучения дополнительных пособий, дидактических материалов. Мы понимаем, что невозможно обучать ребенка с нарушением зрения при отсутствии специализированных материалов, например учебников со шрифтом Брайля. Невозможно учить слабослышащих детей без звукоусиливающей аппаратуры, специальных занятий по развитию слухоречевого восприятия. В каждом из стандартов прописаны эти условия.

- В какой стадии сейчас идет апробация  стандартов?

В этом году 25 субъектов РФ от Калининграда до Хабаровского края вступили в экспериментальную апробацию стандартов. Минобранауки оказывает финансовую поддержку для создания необходимых условий. По указанию Президента Российской Федерации, стандарты должны быть утверждены в январе 2015 года. С этого момента, по степени готовности, они будут вводиться и в других школах. 

-На ваш взгляд, из каких компонентов должна состоять идеальная модель социализации ребенка с ОВЗ?

— Начиная от ранней помощи, заканчивая полноценными профессиональным образованием и возможностью самореализации. Любой человек, с ограниченными возможностями здоровья должен быть максимально введен в  общество. Причем во всех сферах: семья, трудовая деятельность, культура, досуг.  Поэтому важно сформировать  общественный механизм социализации, который нужен не только человеку с инвалидностью, но и тем, кто рядом с ним. Важно понять, что инклюзивное образование создается не для детей с ОВЗ, оно в целом, для общества. Это новое мышление, которое не делит человечество на здоровых и инвалидов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала