Захар Виноградов, Андрей Лубенский, РИА Новости Украина.
Холодное по киевским меркам утро 20 октября ознаменовалось ожиданием очередного для Украины противостояния власти и толпы. Всего неделю назад несколько тысяч активистов так и не определенной спецслужбами политической направленности закидали дымовыми шашками и шумовыми гранатами парламент страны.
Видимо, в предчувствии подобной акции в окрестностях Верховной Рады, которая проводила в этот день последнее в этом созыве заседание, МВД выставило мощное оцепление. Рада предполагала рассмотреть на последнем заседании ряд законопроектов, в том числе и один явно антироссийский — о запрете демонстрации на украинских каналах российских телесериалов.
Вероятно, нынешний министр внутренних дел, или "министр Фейсбука" (как его прозвали не только на Украине) Арсен Аваков, решил уберечь парламент страны от нападок на Раду разгневанных любительниц российских "мыльных опер". Кто еще в этой стране победившего национализма сегодня может защищать российские телесериалы.
К беспорядкам готовы
Впрочем, озабоченность спецслужб Украины правопорядком около Верховной Рады вполне объяснима: предыдущее внеочередное заседание Рады, состоявшееся 14 октября, было закрыто из-за беспорядков, устроенных участниками "марша УПА", которые требовали принять закон о признании УПА воюющей стороной во Второй мировой войне. В результате столкновений были пострадавшие, несколько десятков человек задержали, а здание парламента и прилегающую к нему территорию разгневанные фанаты украинских националистов забросали булыжниками, петардами и дымовыми шашками.
На этот раз массовых акций протеста у стен парламента не наблюдается. Основной пафос немногочисленных митингующих вообще не связан с повесткой дня нынешней Рады.
Вот бабушка с явно самодельным плакатом протестует против роста тарифов (на плакате написано: "высокие тарифы финансируют сепаратистов"). Вокруг темы тарифов возникает спор: кто-то предлагает бойцам батальона территориальной самообороны "Киев", "не заниматься ерундой", а ехать сейчас же в село с конкретным адресом под Киевом "бороться с мафией", которая "душит людей тарифами".
Бойцы батальона территориальной самообороны "Киев" (у многих на рукавах, что называется, "ради прикола", — нашивки с изображением укропа и надписью "Укроп"; так называют их ополченцы в Донецке и Луганске) ехать немедленно отказываются, но начинают выяснять состав "бюрократической мафии" пофамильно. Понятно, что не сельсовет в ответе за тарифы, но участники дискуссии об этом не вспоминают, руководствуются революционной целесообразностью. Но инвалид не отстает, очевидно, что, косясь на телекамеры местных каналов, он хочет не столько провести акцию, сколько "попасть в ящик" со своей радикальной идеей под лозунгом "Задать бюрократам перцу".
По тому, как внимательно и чуть ли не под карандаш с ним разговаривает один из командиров батальона "Киев", мы понимаем, что бойцы территориальной самообороны, в отличие от штатных милиционеров, пришли сюда не столько следить за порядком, сколько проводить свою пиар-акцию: определяют болевые точки для последующих акций…
Еще одна группа пикетчиков требует немедленного освобождения всех политзаключенных. "Уже сколько месяцев в стране народная власть, а люди все еще в заключении, в то время как сепаратистов легко отпускают", — говорит участница пикета. По ее словам, речь идет о тех, кто пострадал в борьбе "с прежним режимом".
Высокий мужчина в кепке носит плакат с надписью, что "главным врагом Украины является не Путин, а паразитический государственный аппарат". С ним никто не спорит.
Жителям столицы пикеты у Рады давно примелькались. Прохожие спешат по своим делам, не обращая внимания на происходящее у стен парламента. "Кто протестует? Не знаю. Да здесь все время кто-нибудь чего-нибудь требует, то дерутся, то песни поют — за всем не уследишь. Все равно вечером покажут все по телевизору, тогда и узнаем", — говорит киевлянка Н.
Тем временем в Раде
В зале заседаний парламента обнаруживают, что для проведения последней сессии не хватает депутатов для кворума. Спикер Турчинов объявляет перерыв и недостающих парламентариев начинают искать в помещениях Рады. Может, кто-то не дошел до зала заседаний?
По словам премьера, необходимо также принять ряд других законопроектов, в частности, внести изменения в бюджет, чтобы обеспечить социальную защиту "инвалидов, ветеранов и участников антитеррористической операции".
Присмотревшись, понимаем, что и премьер Яценюк, в последнее время всегда затянутый в строгий темный дорогой костюм, и чистенько, но бедно одетые бабульки вместе с "инвалидом второй группы", участвующие в пикетах у стен Рады, озабочены не столько решением определенных проблем, сколько своим собственным пиаром на местных телеканалах. Это "вторая" действительность, характерная не только для украинских политиков, но и публики у парламента — "работают на телекамеру".
Часть законов депутатам все же удалось принять, но по мере голосования ряды парламентариев таяли. Однако не прошли через парламент изменения в избирательном законодательстве, на которых настаивал президент Порошенко — предоставить право бойцам АТО принимать участие в голосовании не по месту прописки, а по месту боевых действий.
Оставленный "на закуску" скандальный закон о запрете показа российских телесериалов спикеру Александру Турчинову пришлось снять с голосования — он обнаружил, что в зале недостаточно политических "штыков" для борьбы с российской "информационной агрессией". Так довольно вяло и несколько комично завершила свою работу Верховная Рада седьмого созыва.
Рада лицемеров
Уходящий седьмой созыв Верховной Рады был одним из самых коротких и малорезультативных, а итоги его работы вызывают очень много вопросов с точки зрения их легитимности, сказал в беседе с корреспондентами РИА Новости Украина директор Фонда "Украинская политика" Кость Бондаренко.
По его словам, Рада нынешнего созыва "системно нарушала законодательство", причем это относится и к принципиальным моментам (например, отставка Януковича).
"Это Рада лицемеров, будем говорить откровенно", — отметил политолог, пояснив: некоторые законы, против которых яростно протестовала вчерашняя оппозиция, теперь, после прихода оппозиции к власти были "приняты практически в полном объеме и, более того, выдаются за торжество демократии".
Еще пример: так называемые "диктаторские законы 16 января", которые ужесточали ответственность за участие в протестных акциях. Тогда эти законы были приняты под давлением администрации президента Януковича и при активном участии Партии регионов. Законы эти еще 28 января под давлением Майдана были отменены Верховной Радой. Теперь, по словам авторитетного эксперта, они "приняты практически в полном объеме и действуют уже при нынешней власти, более того, выдаются за торжество демократии"…
Эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Антон Финько напомнил: "эта Рада работала в экстраординарных условиях смены режима, с этой точки зрения, к ней каких-то особых требований предъявлять нельзя".
Политолог отметил, что в украинских условиях "подлинную роль законодательного органа выявить очень сложно".
"Это связано с тем, что в обществе — в экспертной среде, в политическом сообществе, в СМИ — не ведется полемика о направлении законодательной и, шире, государственной политики в целом. Общественное внимание сфокусировано на вопросах борьбы за власть", — пояснил он.
Действительно, умы политизированных украинцев сегодня заняты, преимущественно, вопросом, кто победит в предвыборной гонке. И мало кто задумался о том, что нынешняя (вернее, теперь уже прошлая Верховная Рада седьмого созыва) по-своему уникальна. Она всего за девять месяцев 2014 года под давлением улицы (Майдана) освятила государственный переворот, вне всякого правового поля отправила в отставку действующего президента страны, развязала на территории своей страны гражданскую войну, названную Радой "антитеррористической операцией", утвердила закон о введении в стране "Дня УПА". Иными словами, подготовила почву для создания совсем радикального парламента восьмого созыва, внеочередные выборы в который пройдут в Украине в ближайшее воскресенье.
Неоднократно парламент страны подвергался штурмам и обстрелам со стороны радикалов и националистов. В самом здании Рады и рядом с ней представители этих самых радикальных вооруженных формирований неоднократно избивали неприкосновенных, но при этом ставших неугодными депутатов. Некоторых из них эти самые радикалы унизительно для страны затолкали в мусорные баки. Словом, это был самый экстраординарный в истории постсоветского пространства парламент.
Под конец его работы в соседнем со зданием Верховной Рады Мариинском парке холодный осенний ветер погнал по дорожкам осеннюю пожухлую листву, а потом ее прибил к земле дождь.