МОСКВА, 20 окт — РИА Новости. США "узурпировали" пост представителя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по приднестровскому урегулированию, на эту должность постоянно назначаются американские дипломаты, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Приднестровье, 60% жителей которого составляют русские и украинцы, добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР, опасаясь, что Молдавия присоединится к Румынии. В 1992 году после неудавшейся попытки властей Молдавии силой решить проблему и вооруженного конфликта Кишинев утратил контроль над левобережными районами, и Приднестровье стало территорией, фактически неподконтрольной Кишиневу. Тирасполь добивается международного признания, Молдавия предлагает приднестровцам автономию в составе единого государства.
Мир в регионе поддерживают миротворческие силы. В переговорах по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" участвуют Молдавия и непризнанная Республика Приднестровье — как стороны конфликта; Россия, Украина и ОБСЕ — как посредники; Евросоюз и США — как наблюдатели.
"Мы хотели бы и американцев привлечь к конструктивной работе, все-таки они являются наблюдателями (в переговорах по приднестровскому урегулированию в формате "5+2"). Более того, они узурпировали пост представителя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию. Они как бы сами себе наследуют этот пост — один американец уходит, другой американец приходит", — заявил Лавров на открытой лекции в Москве.
Министр подчеркнул, что Россия считает такую ситуацию неправильной, когда "одна страна под себя подбирает какой-то один процесс урегулирования на веки вечные", поэтому российские власти попытались изменить эту практику, когда в последний раз происходило переназначение.
"Но не нашлось других желающих. Видимо, работа была проведена. Сейчас американец (глава миссии ОБСЕ в Молдавии Майкл Скэнлан — ред.) по-прежнему является представителем по приднестровскому урегулированию", — заявил Лавров. Он добавил, что Скэнлан уже представил первый доклад постоянному совету ОБСЕ, который Москва оценила как "не вполне объективный".