БАЛИ (Индонезия), 20 окт — РИА Новости, Михаил Цыганов. Новый президент Индонезии — бывший губернатор Особого столичного округа Джакарта 53-летний Джоко Видодо — в понедельник принес присягу и официально вступил в должность.
"Нам предстоит ответить на тяжелые вызовы истории, и мы сможем сделать это лишь на основе совместной работы, взаимопомощи и упорного труда", — заявил Видодо, которого индонезийцы обычно сокращенно зовут Джокови, на церемонии инаугурации в здании национального парламента.
Теперь ему самому предстоит сдать трудный экзамен буквально в первые же дни своего президентства.
На прошедших в Индонезии 9 июля выборах за Видодо проголосовали почти 53,15% избирателей. После чего его соперник — лидер партии "Движение за великую Индонезию" Прабово Субианто — оспорил эту победу в Конституционном суде. Суд признал претензии проигравшего кандидата несостоятельными, однако седьмому индонезийскому президенту придется с самого начала столкнуться с множеством проблем: возглавляемая им коалиция пока не имеет большинства в парламенте.
Бизнесмен, мэр, губернатор
Джокови — новичок в большой политике и первый в истории своей страны президент, не связанный с традиционно правящими элитами.
Он родился 21 июня 1961 года в крупном яванском городе Суракарта (Соло) в хижине. Окончил начальную школу, в которой учились дети бедняков и низшего среднего класса. С 12 лет работал.
В 1985 году получил диплом инженера — хотя и в престижном университете "Гаджа Мада", но на скромном факультете лесного хозяйства. Почти два десятилетия занимался бизнесом — производил мебель, пока в 2005 году не был впервые избран мэром Соло. Жители города были так довольны его работой на этом посту, что через пять лет он был избран мэром на второй срок, получив свыше 90% голосов.
За семь лет на посту мэра Соло Джокови возродил старую яванскую традицию "блусукан" — неожиданное посещение мэром различных мест в городе, где он лично выслушивал жалобы и критику простых людей. Он также запретил всем родственникам принимать участие в городских тендерах, ввел медицинское страхование всех горожан, реорганизовал городской транспорт, пустив по Соло двухэтажные автобусы и трамваи. Джокови очистил подходы к торговым центрам от уличных торговцев, переселял жителей трущоб в новые квартиры в современных домах.
Деятельность Видодо на посту мэра широко освещалась национальными СМИ, и 20 сентября 2012 года он был избран на пост губернатора Джакарты. В столице он продолжил "блусукан", ввел прозрачные каталоги закупок на нужды города, электронный аудит и уплату налогов онлайн, активно работал над предотвращением сезонных наводнений и решением транспортных проблем гигантского мегаполиса, введением бесплатного образования и медстрахования для бедняков.
Кандидат
В ходе предвыборной кампании Джокови делал упор на повышение минимальной зарплаты (как и было сделано после его победы на выборах в Джакарте). Губернатор, которого часто обвиняют в популизме, простым языком говорил о понятных любому индонезийцу вещах: он обещал в случае победы уже в первые сто дней президентства подписать четыре декрета, направленных на упрощение бюрократических процедур, отказаться от импорта сельскохозяйственной продукции.
На встрече в середине мая с ведущими бизнесменами Джокови говорил о намерении отказаться от государственного субсидирования топлива, перенаправив эти средства на развитие инфраструктуры.
Однако в ходе предвыборной кампании риторика губернатора стала все теснее смыкаться с программой Прабово. "Нам необходимо пересмотреть политику в отношении иностранных инвестиций, поскольку большая их часть приходится на капиталоемкие добывающие отрасли, не создающие много рабочих мест и ориентированные лишь на максимальную прибыль", — заявил он.
Джокови также обещал увеличить военные расходы Индонезии до 1,5% ВВП.
Президент
Ожидается, что новый президент, исполняющий в Индонезии также обязанности главы правительства, объявит состав кабинета уже во вторник. В прошлом месяце Джокови завил, что свыше половины из 34-х постов в нем займут не ставленники политических партий, а профессионалы. Часть существующих министерств будет упразднена, зато появятся новые, и все они будут сведены в группы, которые станут курировать четыре (вместо трех в настоящее время) министра-координатора, выполняющих в Индонезии те же функции, что и российские вице-премьеры.
По данным газеты Jakarta Globe, посты министров-координаторов по вопросам политики, юриспруденции и безопасности и по вопросам экономики сохранятся в неизменном виде, тогда как существующий пост министра-координатора по вопросам народного благосостояния будет трансформирован так, чтобы охватывать всю сферу развития трудовых ресурсов, а также социальных и культурных вопросов. Четвертый, новый, индонезийский "вице-премьер" займется делами моря и окружающей среды в рамках предвыборных обещаний Джокови уделять больше вниманию развитию богатого морского потенциала "страны трех тысяч островов", раскинувшейся на самом большом архипелаге планеты.
Заявления Видодо о том, что в случае победы на выборах он откажется от традиционной для Индонезии практики платить руководству партий-союзников министерскими постами, вероятно, помогли ему прийти к власти, однако создали проблемы в том, чтобы этой властью воспользоваться. В нынешнем составе парламента большинство пока у сторонников и союзников Прабово, что не может не осложнить проведение обещанных новым главой государства реформ. За последние недели этот состав высшего органа законодательной власти уже назначил на руководящие должности в парламенте своих представителей и даже отменил прямые выборы руководителей местных властей — шаг, против которого выступал новый президент.
Правда, три дня назад Прабово неожиданно встретился со своим соперником-победителем и пообещал Джокови свою поддержку. Однако во что такое обещание выльется на практике, пока можно только гадать.
Проблемный старт?
Первым серьезным испытанием для нового президента станет вопрос о том, сможет ли он буквально в первые дни после прихода к власти реализовать один из главных пунктов своей программы — хотя бы частично отменить государственные субсидии на автомобильное топливо, которые обойдутся в этом году бюджету в 23 миллиарда долларов. Как заявил агентству Рейтер накануне инаугурации один из советников Джокови, тот планирует самое резкое за последние девять лет повышение отпускных цен на бензин "в течение двух первых недель пребывания у власти". По его словам, Видодо попробует добиться повышения цен на бензин на 46%, а на дизельное топливо — на 55%, что сэкономит в следующем году порядка 13 миллиардов долларов.
Получится ли у него добиться согласия парламента на такой шаг как раз и покажет, насколько твердо Джокови держит в своих руках рычаги управления страной.