МЕХИКО, 20 окт — РИА Новости, Дмитрий Знаменский. Традиционные пути борьбы с преступностью давно известны и, наверное, вряд ли могут вызвать интерес у тех, кто с ней борется, равно как и у тех, против кого они направлены. Эффективность этих мер не всегда оправдывает ожидания. Тем интереснее опыт властей Мексики, решивших бросить на борьбу с криминалитетом и его влиянием на общество всю палитру… обычных малярных красок. Корреспондент РИА Новости побывал в штатах Дуранго и Коауила, чтобы оценить действенность подобного нетрадиционного подхода.
Красочный менталитет
Город Гомес-Паласио, штат Дуранго. Место, откуда знаменитый герой мексиканской революции Панчо Вилья в 1914 году планировал наступление на соседний город Торреон. Почти через сто лет Гомес-Паласио обрел дурную славу города, контролируемого преступными группировками. А еще через небольшой промежуток времени многие его окраины, куда раньше даже полиция боялась заходить, преобразились и засияли яркими красками в прямом смысле этого слова — в действие вступила специальная программа по восстановлению нормальной жизни в этих небогатых районах путем социальной интеграции населения и его участия в благоустройстве собственных улиц.
Официально она называется национальной программой по социальному предотвращению насилия и преступности и действует во всех штатах Мексики. Однако в штатах Дуранго и Коауила ее зачастую неофициально называют программой "раскрась свой дом", потому что в ее рамках жителям выдают бесплатно краски и кисти, и они превращают стены своих домов в цветастые палитры всех цветов радуги.
"Еще год назад вы бы просто не зашли сюда, даже полиция здесь не появлялась, а с 18 часов вечера на улицах не было ни одного человека, кроме бандитов", — говорит региональный координатор программы Хайме Фернандес и показывает на холм с памятником Панчо Вилье. Стены домов сейчас переливаются на солнце самыми разными оттенками. "Все это сделали сами жители всего за год, мы даем им краски, даже почтенные 80-летние сеньоры сами рисуют, а раньше здесь была зона распространения наркотиков", — отмечает Фернандес.
Конечно, краски — это только средство для изменения социальной обстановки в неблагополучных районах. "Мы меняем сознание людей, вовлекаем их в социальную жизнь, а в дополнение к этому строим инфраструктуру для детей и подростков, чтобы отвлечь их от влияния преступности", — говорит чиновник.
Почти каждый дом в районе Серро-де-ла-Пила, даже самый бедный, блистает свежеокрашенными стенами. Причем заметно, что люди участвуют в этом деле с удовольствием. "Раньше к нам не заезжали даже таксисты, а теперь район изменился, краски дают нам новую жизнь", — заявила РИА Новости местная жительница Вирхилия Линарио.
По словам Фернандеса, первый этап программы стоил для района с населением в 16 тысяч человек всего 13 миллионов песо (около одного миллиона долларов), на втором этапе будут инвестированы еще 5 миллионов (около 380 тысяч долларов).
Местные власти не скрывают, что примером для реализации программы стал колумбийский Медельин — раньше тоже не самый спокойный город в плане преступности. Именно там при поддержке бывшего президента Колумбии Сесара Гавирии стартовала первая в Латинской Америке программа "переделки сознания" людей и включения их в жизнь собственного района назло преступности через покраску своих домов. "Краски, спорт, создание парков экстремальных видов спорта и тематических курсов для людей — все это вместе меняет криминальную ситуацию", — констатирует Фернандес.
Подальше от полиции
Заместитель министра внутренних дел Мексики Роберто Кампа рассказал РИА Новости, что в целом на программу предотвращения преступности в 2014 году по стране выделено 2,6 миллиарда песо (около 200 миллионов долларов). Из этих денег больше всех получает Акапулько в штате Герреро, где уровень преступности является одним из самых высоких по стране, — 100 миллионов песо. Для района Ла-Лагуна, включающего в себя несколько населенных пунктов соседних штатов Дуранго и Коауила, в общей сложности выделено 108 миллионов песо (около 8 миллионов долларов).
"Программа стартовала в 2013 году, мы планируем ее реализовывать в течение всех шести лет администрации президента Энрике Пеньи Ньето", — сказал Кампа. По его словам, прежде чем приступать к выполнению программы в определенном городе, сначала эксперты анализируют ситуацию с преступностью. "Мы ходим по улицам, говорим с людьми, выясняем, какие именно проблемы их волнуют больше всего, и, уже исходя из этого анализа, предлагаем те или иные варианты решений вместе с жителями", — заметил замминистра МВД.
Полиция в этой работе не участвует. Более того, активисты программы как можно дальше дистанцируются от правоохранительных органов. "Мы усиливаем гражданское общество, но не вступаем в конфликты с преступностью, это дело силовиков, эту тему мы вообще не трогаем и нигде не говорим, что мы являемся врагами оргпреступности", — заметил Кампа. По его словам, ситуацию удается менять через изменение сознания людей, через предложение им альтернатив традиционному "порядку", установленному ранее преступными элементами.
Восстающий из руин
Соседний с Дуранго штат Коауила, город Торреон, район Нуэво-Мехико. Даже сейчас это место производит грустное впечатление: разрушенные и полупустые дома, пыль, еще не убранные кучи мусора, тощие собаки на улице. А год назад в этом районе, как и в Серро-де-ла-Пила, представить появление человека со стороны было просто невозможно — если он, конечно, не был самоубийцей.
"Перестрелки шли круглые сутки, это был настоящий террор", — говорит местный житель Диего. Нуэво-Мехико полностью контролировался наркомафией и использовался как плацдарм для реализации преступных замыслов.
По подсчетам министра социального развития Коауилы Родриго Фуэнтеса, в 2010-2011 годах из района уехали почти все жители, настолько велика была власть бандитов. "Как вы видите, преступники разрушили почти все дома, все, что было возможно, вынесли и разграбили", — рассказал РИА Новости Фуэнтес. От многих домов остались только стены, в остальных окна заколочены, но это не спасло и их от разграбления. Однако сейчас ситуация меняется — около 80 семей уже вернулись, а были и единицы тех, кому просто некуда было бежать. И эти люди пережили все ужасы бандитского самоуправства прямо на месте.
"Это было ужасно: не было ни газа, ни воды, ни электричества, не было жизни вообще", — говорит местная жительница Мария Сапата.
Практически у каждой семьи в этом районе хоть с одним родственников, но случилась беда — либо убийство, либо ранение, либо ограбление, что и вынудило людей бежать сломя голову.
Сейчас ситуация меняется. В Нуэво-Мехико пришли программы министерства социального развития штата, открылось его представительство, а люди вместе с рабочими сами расчищали оставленные наркомафией руины. Сейчас по улицам района можно ходить, хотя еще год назад они представляли собой завалы из камней и обломков. Появилась и полиция, которая не заходила в Нуэво-Мехико в течение пяти лет, причем после капитальной "чистки" ее рядов, полностью коррумпированных.
"Мы восстанавливаем дома, инфраструктуру, хотя, конечно, пока до окончания этих работ еще далеко", — говорит Фуэнтес. Программа "раскрась свой дом" также пришла в Нуэво-Мехико по примеру соседнего Серро-де-ла-Пила. Уже сейчас некоторые дома района окрашены свежей разноцветной краской, что серьезно отличает их от серых полуразрушенных стен других зданий.
Главный упор власти вновь делают на подрастающее поколение — для них открыт центр содействия. Но не забыты и старики, многие из которых не могли уехать в силу ограниченных возможностей: для этих людей в здании бывшей школы оборудована столовая, где людей старшего поколения кормят и обеспечивают минимальным набором социально значимых продуктов.
Результаты первого года действия программы по предотвращению преступлений в штатах Дуранго и Коауила уже дали свои результаты. Так, за год уровень убийств снизился в Дуранго почти на 40%, а в Коауиле — почти на 43%. Выведенные на улицы патрули правоохранительных органов, в том числе специальных подразделений полиции, дают свои плоды, однако, считают местные власти, работа по социальной адаптации населения играет в этом деле не меньшую, а может быть, и более важную роль.