Министр иностранных дел Приднестровья Нина Штански в эксклюзивном интервью для МИА "Россия сегодня" поддержала позицию МИД РФ по формату нынешней миротворческой миссии в зоне конфликта.
- Нина Викторовна, сегодня Департамент информации и печати МИД России выступил с комментарием о недопустимости трансформации формата действующей миротворческой операции на Днестре. Какова позиция Приднестровья по этому вопросу?
— Приднестровье последовательно придерживается мнения о недопустимости трансформации формата действующей и уникальной по уровню своей эффективности миротворческой операции на Днестре.
Миротворческая операция проводится уже больше 20 лет, и главным её результатом является эффективное разъединение конфликтующих сторон и поддержание мира и стабильности на Днестре. Стабилизирующая роль действующей миротворческой миссии при лидирующих функциях России неоценима. Совместные миротворческие силы пользуются безусловным доверием населения.
- В последнее время все чаще раздаются заявления, что пришло время придать функционирующей на Днестре Миссии международный гражданский характер, в том числе, чтобы любые аспекты, напоминающие о конфликте, были нивелированы?
— Заявлений такого рода действительно немало. Иногда создается впечатление, что некоторые молдавские представители выполняют некий "количественный норматив" по чьему-то заказу. Отсутствие вооруженных столкновений и относительно контролируемая ситуация в зоне безопасности – это и есть прямое следствие того, что была установлена успешная и функциональная система миротворчества, отдельные элементы которой взаимно дополняют друг друга.
Не думаю, что наши партнеры в Молдове забыли, что миссия гражданских наблюдателей уже однажды создавалась на берегах Днестра в 1992 году. Тогда участники указанной четырехсторонней миссии (из Молдовы, Украины и Румынии), за исключением российских представителей, очень спешно покинули приднестровский город Бендеры перед самым началом боевых столкновений, заботясь исключительно о собственной безопасности. Попросту сбежали. Избежать кровопролития в результате развязанной молдавской стороной вооруженной агрессии не удалось. Погибли сотни мирных людей, среди которых были и дети. Тогда Россия остановила кровопролитие, развела конфликтующие стороны, инициировала учреждение миротворческой миссии и усадила стороны за стол переговоров.
В Приднестровье хорошо помнят "уроки истории" и сегодня, как и прежде, высоко ценят взвешенный и ответственный подход Российской Федерации к вопросу о функционировании миротворческой миссии на Днестре.
- Почему же в таком случае ряд западных государств и организаций придерживается иного мнения и почему критика миротворческой операции столь активизировалась в последние месяцы?
— Очевидно, целью таких заявлений и мероприятий является создание неблагоприятного информационного фона вокруг миротворческой миссии, что совершенно не способствует урегулированию, собственно, конфликта между Приднестровьем и Молдовой. Нам трудно понять то раздражение некоторых стран в отношении присутствия хорошо обученных и подготовленных миротворцев Российской Федерации в данном регионе Европы. Ведь именно это присутствие и является ключевым фактором, препятствующим "размораживанию" конфликта.
Такие мероприятия, вроде брюссельского круглого стола, в ходе которого уже в третий раз за этот год было презентовано достаточно ангажированное исследование двух экспертов, известных своим предвзятым отношением к Приднестровью, едва ли имеют какую-либо практическую пользу. Когда-то и мне доводилось быть участником экспертных форматов, и в этой связи могу заверить, что практика обсуждения в октябре докладов, которые были широко представлены и обсуждены в разных странах ещё в апреле и мае (как это имело место в обсуждаемом нами случае), является, мягко говоря, весьма своеобразной. В сущности, посредством достаточно непрофессиональной имитации один и тот же информационный повод – выход в свет весьма устаревшего отчёта молдавского и румынского экспертов – снова и снова раскручивается через проведение каких-то круглых столов в столицах государств-участников "Постоянного совещания…".
В Приднестровье надеются, что эксперты будут применять свой опыт и знания для выработки конкретных предложений и рекомендаций по проблемным вопросам, являющимся частью переговорного пространства, а не будут стараться внести свой "вклад" в разрушение одной из немногих эффективных площадок взаимодействия сторон.
Вызывают удивление и недавние заявления посла Молдовы на Украине Иона Стэвилэ, который и вовсе полагает, что проводимая в Приднестровье миротворческая операция не соответствует неким "общепринятым международным критериям". Не хочется комментировать такого рода пассажи, я лишь напомню, что Россия еще 20 лет назад предпринимала попытку интернационализировать миротворческий процесс на Днестре посредством обращения в ОБСЕ и в ООН, однако получила отказ.