ЛОНДОН, 15 окт — РИА Новости, Мария Табак. Масштабная выставка, посвященная последним годам творчества Рембрандта, открывается в среду в лондонской Национальной галерее.
"Выставки такого масштаба и такого уровня проводятся не так часто. А что касается Рембрандта, то это первая выставка, специально посвященная его позднему творчеству. Мы невероятно благодарны всем музеям, участвовавшим в ее подготовке. Отдельно хотелось бы поблагодарить Королевскую академию изящных искусств Швеции, согласившуюся предоставить нам одно из самых масштабных полотен Рембрандта, ставшее одновременно одним из самых крупных его провалов, настолько оно экспериментальное. Эта картина — "Заговор батавов" — покидала Стокгольм всего три раза, так что мы очень гордимся честью, оказанной нам Академии", — сказал на пресс-показе выставки "Рембрандт: Поздние работы" директор Национальной галереи Николас Пенни.
"Вы можете увидеть здесь как широко известные произведения художника, его автопортреты, портреты, картины на библейские сюжеты, так и менее известные — его скетчи, наброски, гравюры. Нам важно было показать еще и то, каким стал Рембрандт к концу своей жизни, как он воспринимал себя и искусство", — добавил он.
Всего на выставке, подготовленной совместно специалистами лондонской Национальной галереи и Государственного музея в Амстердаме, представлены более 80 работ Рембрандта, созданные в период с 1650 года до смерти голландца в 1669 году и хранящиеся сейчас в музеях Британии, Франции, США, Канады, Нидерландов.
В конце жизни Рембрандту пришлось пережить несколько ударов: смерть жены, банкротство и катастрофическое падение популярности. Однако эти события состарили художника только физически (и это заметно по его автопортретам), в искусстве же поздние годы стали для Рембрандта очень плодотворными. Он непрерывно экспериментировал: с техникой живописи и печати, со светом и освещением, с тематикой и динамикой картин. Некоторые его эксперименты не встречали понимания: так, монументальная работа "Заговор батавов", от которой сохранился лишь центральный фрагмент, была выполнена на заказ для городской ратуши и вскоре после завершения забракована городскими властями.
"Это был двойной удар для художника: ему предложили эту работу лишь после смерти первоначально приглашенного художника Говерта Флинка, его ученика. И даже после этого от его картины отказались. Это стало показателем того, что прежде самый высокооплачиваемый художник Голландии постепенно стал терять популярность", — пояснила журналистам куратор выставки Бетси Визман.
"Выставка отражает изменчивую природу творчества Рембрандта: картины, рисунки и гравюры располагаются по тематическому принципу, что позволяет глубже понять идеи, волновавшие художника в последние годы жизни: самокритика, экспериментальные технические приемы, использование света, изображение повседневной жизни и сугубо личных переживаний, влияния и диалог с другими художниками, размышление, конфликт и, наконец, примирение", — рассказала куратор.
Ключевыми экспонатами она также назвала знаменитые "Синдики" — групповой портрет членов гильдии суконщиков, и "Еврейскую невесту" — картину, за возможность смотреть на которую в течение двух недель Винсент Ван Гог готов был отдать десять лет жизни. Также важным событием, по словам куратора, стала "встреча" в одном зале нескольких знаменитых автопортретов Рембрандта.
Одна из самых запоминающихся работ из представленных на выставке — "Урок анатомии доктора Деймана".
"Это не самое приятное зрелище: мы видим руки врача, вскрывающие мозг покойника. Как правило, для анатомических опытов использовались тела казненных преступников. Это объясняет то, что голова покойного покоится на груди, скорее всего, это висельник, его шея сломана. Рембрандт не стесняется помещать в центр полотна мертвое тело и не боится деталей — на первом плане грязные ноги покойного", — отметила Визман.
Последняя известная картина Рембрандта — "Симеон с младенцем Христом в храме" — завершает и выставку.
"Старец Симеон смотрит на ребенка, в его взгляде читается понимание того, что этот ребенок — будущий Спаситель. Мне кажется очень символичным, что это последняя работа Рембрандта", — отметила куратор.
Выставка, спонсируемая англо-голландской компанией Shell, продлится до 18 января 2015 года, после чего отправится в амстердамский Национальный музей. Там ее можно будет посмотреть с 12 февраля по 17 мая 2015 года.