МОСКВА, 13 окт — РИА Новости. Минфин РФ разработал проект федерального закона, устанавливающий правовые основы деятельности рейтинговых агентств в России, соответствующий документ опубликован на портале размещения информации о подготовке правовых актов.
Законопроект также устанавливает полномочия Банка России при осуществлении регулирования, контроля и надзора в сфере деятельности рейтинговых агентств.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что рейтинги, присвоенные рейтинговыми агентствами, упоминаются в законодательных актах; сфера их применения включает инвестирование временно свободных средств госкорпораций и федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, пенсионных накоплений, а также ряда инструментов рефинансирования Банка России.
Сейчас в законе о рынке ценных бумаг присутствует определение понятия "рейтинговое агентство", но в то же время "рейтинговые агентства фактически остались вне системы обособленного регулирования, контроля и надзора".
Проект закона разработан для обеспечения регулирования деятельности агентств, а также для "повышения определенности в сфере деятельности рейтинговых агентств". В случае принятия федеральный закон вступит в силу по истечении 15 месяцев со дня его официального опубликования.
Приобретение статуса
Согласно законопроекту, рейтинговые агентства должны будут пройти аккредитацию в Банке России, сведения об агентствах будут вноситься в специальный реестр.
"При применении национальной рейтинговой шкалы аккредитованные рейтинговые агентства не вправе отказываться от присвоения кредитных рейтингов и отзывать присвоенные кредитные рейтинги на основании и (или) в связи с решениями органов власти иностранных государств и иных международных публично-правовых образований", — отмечается в документе.
По мнению Минфина, такое решение "укрепит независимость финансовой системы России от односторонних, политически мотивированных решений иностранных государств, сохраняя выгоды ее интеграции в международную финансовую архитектуру".
Органы управления рейтингового агентства должны будут обеспечивать, в частности, "независимость рейтинговой деятельности, в том числе от любого политического и экономического влияния", а также "предотвращение, выявление и устранение конфликтов интересов".
В то же время законопроект не устанавливает запрет на осуществление рейтинговой деятельности в России неаккредитованными агентствами. Однако по истечении года со дня принятия законопроекта в российском законодательстве будут применяться кредитные рейтинги только аккредитованных рейтинговых агентств.
Рейтинговый процесс
Рейтинговое агентство должно обеспечивать присвоение кредитных рейтингов и прогнозов по ним исключительно на основе применяемых методологий и тщательного анализа всей имеющейся в распоряжении агентства информации. Применяемые методологии должны направляться в ЦБ.
Пересмотр кредитных рейтингов и применяемых методологий должно происходить не позднее 365 дней с даты присвоения или последнего пересмотра рейтинга. "Суверенные рейтинги подлежат пересмотру не позднее 182 дней с даты их присвоения или последнего пересмотра", — добавляется в законопроекте.
Опубликование суверенного рейтинга будет осуществляться после окончания рабочего дня субъекта рейтинга, но не позднее, чем за один час до начала очередного рабочего дня. При этом Центробанк сможет устанавливать дополнительные требования к опубликованию кредитных рейтингов.
Что такое кредитный рейтинг
Кредитный рейтинг представляет собой независимую оценку тем или иным рейтинговым агентством кредитоспособности эмитента, на основе которой участники рынка могут принимать обоснованные финансовые решения. Причины изменения кредитных рейтингов весьма многообразны. Одни связаны с общими переменами в экономике и деловой среде, другие носят более узкий характер и определяются обстоятельствами, затрагивающими конкретную отрасль. Читайте подробнее в справке РИА Новости "Кредитный рейтинг и мировые рейтинговые агентства" >>