Отношения между Россией и Евросоюзом заметно ухудшились после присоединения Крыма и в связи с развитием украинского кризиса. Страны ЕС уже несколько раз вводили санкции в отношении ряда российских политиков, бизнесменов и компаний, в первую очередь оборонных, энергетических и госбанков. В ответ Россия в августе на год ограничила импорт ряда продовольственных товаров из Евросоюза. О том, какую роль в этой ситуации играет Италия, которая в настоящее время председательствует в Евросовете и является четвертым торгово-экономическим партнером России в мире, в интервью РИА Новости рассказал посол РФ в Италии Сергей Разов.
— Украинский кризис значительно усложнил отношения между Россией и ЕС. Может ли председательствующая сейчас в Евросовете Италия в каком-то смысле разрядить обстановку?
— Будучи членом Евросоюза и НАТО, Италия проводит консолидированную и согласованную в рамках этих организаций линию в отношении России, включая и санкционные меры. В то же время мы, безусловно, отмечаем неизменную позицию итальянского руководства в пользу сохранения каналов политического диалога Европы с Россией. Рассчитываем, что в качестве председателя в Евросовете Италия будет продолжать содействовать поиску решений, способствующих нормализации обстановки на Украине, восстановлению доверия между Россией и Евросоюзом. Надеемся, что конструктивную роль в этом плане сыграют запланированные на полях саммита Форума АСЕМ в Милане встречи Президента России В.В.Путина с зарубежными партнерами.
— Могут ли отношения европейских государств с Россией перейти во взаимный обмен санкциями или наши европейские партнеры начинают понимать, что ситуация вокруг Украины не может быть разрешена ограничениями, введенными в отношении Москвы?
— Какая-либо причинно-следственная связь между раскручиванием санкционной спирали в отношении России и реальным положением дел на Украине давно утрачена. Как известно, 5 сентября в Минске при признаваемом всеми объективными наблюдателями активном участии России был подписан Протокол о прекращении огня, который был необходимым шагом на пути к политическому урегулированию на Украине.
Вместе с тем буквально через неделю Евросоюз ввел в отношении России новые санкционные ограничения. Где же здесь логика? Запретительные меры с нашей стороны носили, как известно, исключительно ответный характер, были введены на определенный срок.
Разумеется, это не наш выбор. Италия, как мы понимаем, относится к числу европейских государств, которые без восторга воспринимают санкционные ограничения, и были бы склонны минимизировать реальный ущерб от них.
— По долгу службы вы общаетесь не только с дипломатическим корпусом, но и со многими итальянскими бизнесменами. Ощущают ли они последствия российских контрсанкций? Как относятся к ограничениям, введенным Москвой? И как в целом влияют взаимные санкции на бизнес между Россией и Италией?
— По данным нашей статистики, за восемь месяцев текущего года объем российско-итальянского товарооборота сократился на 2,5%. То есть в реальном выражении ничего драматического пока не происходит. В то же время по итогам года снижение может составить несколько сот миллионов евро. И это, разумеется, вызывает беспокойство. Ведь Италия — наш четвертый крупнейший торгово-экономический партнер в мире. В прошлом году товарооборот вышел на рекордную отметку в 54 млрд долларов, увеличившись за год на 17%. У нас сложились устойчивые традиционные связи, наработанные десятилетиями взаимовыгодного сотрудничества. Утратить достигнутое, поколебать взаимное доверие со всех точек зрения было бы контрпродуктивно. Абсолютное большинство итальянских бизнесменов, работающих на российском рынке (а это сотни предприятий), придерживаются именно такой точки зрения.
— Продолжают ли итальянские компании интересоваться инвестициями в экономику России?
— Безусловно. Хотя, разумеется, изменение общего политического климата сказывается. На недавно состоявшемся форуме "Россия зовет", организованном банком "ВТБ-Капитал", глава компании Pirelli заявил, например, что в интересы его компании входит сотрудничество с ОАО "Роснефть", имеющее долгосрочный характер. Итальянские банки UniCredit и Intesa Sanpaolo также продолжают работать в России и никуда уходить не собираются. Здесь внимательно фиксируют заявления российских руководителей о том, что условия для иностранных кредиторов в России меняться не будут. Возникающие проблемы для западных инвесторов — в основном плод "усилий" их собственных правительств. Мы продолжаем исходить из того, что интересы итальянского бизнеса на российском рынке не имеют конъюнктурного характера и предусматривают ориентацию на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество.