МОСКВА, 8 окт — РИА Новости. Стабильность в Афганистане, а также в регионе Средней Азии зависит от способности новых руководителей в Кабуле сохранить договоренности о разделении власти и консолидировать элиты, считают эксперты, принявшие участие в организованном МИА "Россия сегодня" круглом столе.
В самом конце сентября в Афганистане завершился многомесячный процесс перехода власти, когда вместо правившего страной 13 лет Хамида Карзая пост президента занял бывший министр финансов Ашраф Гани Ахмадзай. Он стал главой государства после того, как 21 сентября подписал соглашение о разделении власти со своим соперником по второму туру президентских выборов Абдуллой Абдуллой, который в соответствии с соглашением стал главой правительства. Этому предшествовал затянувшийся на более чем два месяца пересчет результатов голосования во втором туре, при этом избирательная комиссия объявила лишь имя победителя, оставив в секрете точные данные о процентах набранных голосов.
Уже спустя сутки после присяги нового президента в Кабуле Афганистан и США, а также Афганистан и НАТО подписали соглашения о безопасности, которые юридически обосновывают присутствие контингента американских (около 10 тысяч человек) и натовских (около 3 тысяч человек) войск на территории республики после формального вывода из Афганистана основной группировки "Антитеррористической коалиции" в конце 2014 года. Карзай отказывался подписывать это соглашение. Аналитики неоднократно отмечали, что полный и быстрый вывод войск коалиции грозит новой вспышкой напряженности в этой охваченной насилием стране, откуда еженедельно приходят новости о терактах и зверствах, чинимых боевиками движения "Талибан".
Национальное согласие — залог стабильности
Директор Центра изучения современного Афганистана, научный сотрудник ИВ РАН Омар Нессар, комментируя итоги выборов, заявил, что "легитимность правительства Ахмадзая базируется не на результатах выборов, а на его политической договоренности с Абдуллой".
С ним согласился бывший посол РФ в Афганистане Михаил Конаровский, который подчеркнул, что после выборов ситуация в стране не претерпела существенных изменений и остается сложной. Главной задачей новых властей он назвал консолидацию элит с целью достижения национального примирения.
"Первое, что нужно сделать, — это максимально консолидировать политические силы для достижения общих целей, а общая цель — национальное примирение в том или ином виде", — заявил Конаровский.
Ненадежный компромисс
В свою очередь, директор Аналитического центра Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Андрей Казанцев, заявив, что разделяет точку зрения коллег о важности консолидации элит, отметил, что пока не все афганское общество поддерживает соглашение Ахмадзая и Абдуллы.
"К сожалению, даже сейчас компромисс не принят существенными частями афганского общества. Талибы, которые поддержали Гани во втором туре, недовольны соглашением с США", — заявил он.
Этнические таджики на севере страны также не согласны с этим соглашением, добавил он. Хотя Абдулла и представлен в новой структуре разделения властей как представитель таджикской общины, он не является "(этнически) чистым таджиком", что вызывает недовольство в общине.
Ведущий эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов вовсе скептически выразился о перспективах сохранения баланса сил в Афганистане.
"Образовавшийся тандем нежизнеспособен. Долго он продержаться не может. Это означает, что будет новая конфронтация, она будет иметь этнический аспект", — прогнозирует эксперт.
Помощь соседей
Эксперты также обратили внимание, что стабильность в Афганистане и в целом в регионе зависит не только от усилий политиков этой страны, но и от позиции стран-соседей.
"Будущее Афганистана зависит и от позиции стран региона, и от того, насколько они способны преодолеть противоречия. Странам региона следует выступить в поддержку договоренностей, поскольку они гарантируют сохранение межэтнической стабильности, а значит, и политической", — заявил он.
Казанцев отметил, что существует угроза, если в Афганистане разразится новый кризис, то сработает эффект домино, и нестабильность перекинется на соседние страны — сначала на Таджикистан, затем на Киргизию. В конечном итоге это затронет и Россию, поскольку такие события могут спровоцировать волну миграции. Он подчеркнул, что пока это только гипотетические угрозы, но "они есть и России придется с ними бороться".
"Нашему экспертному сообществу, нашим кругам политиков, тех, кто принимает решения, пора всерьез и больше внимания уделять этой ситуации в Средней Азии и в Афганистане", — заключил Казанцев.