Владимир Новосадюк, руководитель представительства МИА "Россия сегодня" в Кишиневе.
Нынешняя молдавская осень привычно пахнет молодым вином, изготавливаемым в каждом сельском дворе, а непривычно — запахом войны и межличностной ненависти, доносящимся от соседей с Украины. Накануне в центре Кишинева, где завершался национальный день вина, многие из тысяч дегустирующих этот прекрасный напиток сбивались с обсуждения его качеств на политику. В частности, на влияние событий, происходящих в Украине, на ситуацию в Молдавии, которая сейчас вступила в избирательную кампанию по выборам нового состава парламента страны.
Избиратели ежедневно видят хронику украинских событий. Это заставляет их вновь и вновь просчитывать последствия будущего своего решения — за кого голосовать.
Последние социологические опросы, несмотря на то, что проводятся проевропейскими институтами, показывают: с небольшим перевесом большинство в Молдавии составляют те, кому ближе и понятнее Россия, Таможенный союз. А противников вступления страны в НАТО еще больше.
Так, согласно опросу, проведенному с 5 по 22 сентября Институтом социологических исследований IMAS, 48% респондентов выступают за интеграцию Молдавии в Таможенный союз, а 47% — в ЕС. На вопрос о том, с кем Молдавия должна больше сближаться, 44% ответили — с Россией, а 41% — с Западом.
Если бы был проведен референдум по вопросу вступления Молдавии в НАТО, то 46% проголосовали бы "против", а только 23 % — "за".
Шансы на то, чтобы отыграть ситуацию назад, невелики, хотя эта тема — одна из главных козырных карт партий левого толка. Шансы невелики потому, что амбиции их лидеров реально мешают им объединить усилия. И даже если некоторые из этих формирований попадут в парламент, надо будет приложить титанический труд для того, чтобы обуздать страсти и выступить по этой проблеме вместе.
Нынешняя избирательная кампания необычна для левых в первую очередь тем, что привычное место "надежных друзей России" вместо партии коммунистов (ПКРМ) заняла партия социалистов (ПСРМ) во главе с бывшим членом ПКРМ Игорем Додоном. Это политформирование стало единственным, которое последовательно и без всяких экивоков заявило о своей готовности бороться за вступление Молдавии в ТС.
Коммунистам, считают политологи, Москва припомнила не только 2003 год, когда Воронин в последний момент отказался от подписания так называемого "меморандума Козака", но и постоянные метания между Западом и Востоком. По этой, да, наверное, и по другим, не столь ясно видным причинам, Москва, по мнению политологов, отказала ПКРМ в своей поддержке, отдав предпочтение социалистам. И хотя они, если пройдут в парламент, будут обладать небольшим количеством мандатов, но за ними — политическая перспектива. А это немаловажный фактор в большой геополитической игре в этой части света между США, ЕС с одной стороны, и Россией с другой.
Союзником ПСРМ в будущем парламенте может стать блок партии "Патрия" ("Родина") и партии Ренато Усатого. Последний, появившись совсем недавно на политическом небосклоне страны, своими многолюдными акциями, широко рекламируемой благотворительностью, организацией концертов мегазвезд российской эстрады в городах Молдавии, жесткой, на грани фола, критикой власти, сумел менее чем за год стать одной из популярнейших фигур в республике. И имеет реальные шансы взять 10-15 мест в 101-местном парламенте страны.
Коммунисты пока отрицают возможность своего союза с этими политформированиями. За ПКРМ даже после того, как с руководящих постов в партии была изгнана группа "младореформаторов" во главе с "серым кардиналом" Марком Ткачуком, сегодня проголосовало бы, согласно опросу того же IMAS, 23,4% избирателей. И хотя этот показатель значительно ниже прошлых результатов ПКРМ, он выше, чем у остальных реальных конкурентов коммунистов. На сегодняшний день у либерально-демократической партии — 18,6% сторонников. За демократическую партию проголосовали бы 10,7%, за либеральную — 6,3% избирателей.
Остальные участники гонки, считают социологи, не сумеют преодолеть барьер в 6% для партий и в 9% для блоков.
Да, коммунисты сейчас с негодованием отметают даже саму мысль о будущем союзе с социалистами и Усатым. Но, не побоюсь банальности, никогда не говори "никогда".
Не исключают эксперты и возможность иных союзов на левом фланге. К примеру, тех же коммунистов с демократами. Правда, такая попытка в 2010 году ни к чему хорошему не привела. В последний момент демократы отказались от альянса и пошли на союз с правыми — либерал-демократами и либералами, образовав правящую до сих пор коалицию.
В Молдавии ничего невозможного нет. Главное, какие интересы стоят на кону. Недаром борьба с коррупцией названа даже представителями ЕС, смотрящими на шалости местных властей сквозь пальцы, одним из главных приоритетов в стране.
Скоро рассеются винные пары над центральной площадью Кишинева, где два дня пила и гуляла публика, и местные политические затейники предложат землякам новый аттракцион, стремясь поддержать настроение электората в нужном тонусе.
Но вряд ли избиратели, идя 30 ноября к урнам, забудут, что сотни тысяч их родственников и друзей зарабатывают на хлеб насущный в далеких странах, что Молдавия — одна из беднейших стран в Европе, а национальный день вина бывает только раз в году.