Рейтинг@Mail.ru
Украинский геноцид: возмездие без сроков давности - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украинский геноцид: возмездие без сроков давности

Читать ria.ru в
Юрист Илья Ремесло комментирует перспективы уголовного преследования и юридическую подоплеку дела, возбужденного Следственным комитетом России против украинского министра обороны и ряда других должностных лиц Украины.

Илья Ремесло, юрист

Следственный комитет РФ официально объявил о возбуждении уголовного дела в отношении министра обороны Украины Валерия Гелетея, начальника Генштаба вооруженных сил Украины Виктора Муженко, командира 25-й бригады вооруженных сил Украины Олега Микаса, а также других пока неустановленных лиц из числа командиров 93-й бригады ВСУ и ряда высших должностных лиц из числа военного руководства Украины. Они подозреваются в организации массовых убийств, применении запрещенных средств и методов ведения войны и геноциде.

Общее количество жертв в результате действий подозреваемых превышает две с половиной тысячи человек.

Это первый случай в истории России, когда возбуждается дело в отношении министра обороны иностранного государства, и тем более — по такой тяжелой статье. Каковы перспективы уголовного преследования и юридическая подоплека дела?

Геноцид — преступление против мира и безопасности человечества

Председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин. Архивное фото
Нарышкин: за обнаружением захоронений проступают признаки геноцида
Для начала разберемся, что представляет собой такое преступление, как геноцид и какими международно-правовыми актами оно регулируется. Само понятие геноцида появилось в международном законодательстве в 1948 году, когда была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

В соответствии со статьей 2 Конвенции, геноцидом признаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную или этническую группу, включая:

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение.

Аналогичным образом определяет понятие геноцида статья 357 УК РФ.

Подсудность за геноцид: национальный или международный суд?

Основной проблемой при привлечении к ответственности за геноцид являются вопросы подсудности. Так, статья 6 вышеупомянутой Конвенции гласит: "Лица, обвиняемые в совершении геноцида или других перечисленных в статье III деянии, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда".

Таким образом, установлена альтернативная подсудность: либо в суде государства, где совершено преступление, либо в международном уголовном суде.

В сообщении следственного комитета указано, что преступления были совершены на территории ДНР и ЛНР. Логично сделать вывод, что военных преступников должны судить в Донецке и Луганске. Вне зависимости от того, признают ли Запад независимость ДНР и ЛНР, преступление не перестает быть преступлением.

Международная подсудность геноцида — правовая фикция?

На открытии осенней сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Архивное фото
РФ на сессии ОБСЕ призвала расследовать преступления на Украине
Что касается возможности осуждения преступников в международном суде, то она представляется крайне маловероятной — как по юридическим, так и политическим основаниям. Дело в том, что ни Украина, ни ДНР и ЛНР не являются участниками Римской конвенции, которая учредила Международный уголовный суд. И соответственно, данный суд не будет обладать юрисдикцией в отношении рассмотрения дел по геноциду.

Выходом из ситуации могло бы стать создание Международного трибунала (по аналогии с Международным трибуналом по бывшей Югославии). Однако это возможно лишь с санкции Совета Безопасности ООН, в котором отсутствует единство по осуждению преступлений украинских властей.

В очередной раз мы сталкиваемся с проблемой безответственности за геноцид, которую неоднократно отмечали ведущие эксперты в области международного права. Если представить, что ДНР и ЛНР следует воспринимать как части единой Украины, а не самостоятельные государства, то исчезает любая вероятность того, что преступники будут наказаны.

Очевидно, что нынешние украинские власти никогда не будут судить своих же высокопоставленных чиновников за геноцид. Это возможно только лишь в случае смены власти на Украине и последующего разбора преступлений нынешней власти.

Смысл преследования российскими властями украинских преступников 

Возникает закономерный вопрос — зачем же при наличии подобных международно-правовых проблем Следственный комитет РФ все же расследует преступления украинских властей?

Во-первых, следует учитывать, что в соответствии с международным и российским правом данные преступления не имеют срока давности.

Поэтому необходимо уже сейчас начинать собирать доказательства для будущего суда над преступниками, который неизбежно свершится после смены власти на Украине.

Во-вторых, по моему мнению, российская власть посылает украинским властям и международному сообществу сразу два сигнала. Первый — что от защиты ДНР и ЛНР как самостоятельных субъектов международного права Россия отказываться не намерена. Второй — что она считает киевскую власть виновной в тяжких преступлениях против русского населения, за которые рано или поздно придется ответить.

В-третьих, преследование киевских преступников за геноцид имеет смысл и в краткосрочной перспективе, когда речь идет о необходимости задержания преступников. Статья 7 Конвенции предусматривает, что в отношении выдачи виновных, геноцид и другие перечисленные в статье III деяния не рассматриваются как политические преступления.

Это означает, что недавний отказ в объявления Интерполом Коломойского в международный розыск по мотивам "политического преследования Россией" будет гораздо сложнее повторить в ситуации с Гелетеем и компанией.

Таким образом, российские власти инициировали уголовное преследование украинских военных преступников совсем не для "галочки".

Серьезность и беспрецедентность предъявленных обвинений позволяют предположить — российские власти имеют соответствующий план, и уверены в том, что преступники рано или поздно будут наказаны.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала