МОСКВА, 3 окт — РИА Новости. Эксперты, опрошенные РИА Новости во Всемирный день улыбки, отмечают, что "западная улыбка" в большинстве случаев является лишь признаком вежливого расположения к собеседнику, в то время как русская чаще имеет привязку к эмоциональным переживаниям человека.
По словам экспертов, в разных культурах восприятие улыбки может быть не одинаковым, несмотря на то что она всегда ассоциируется с состоянием радости, служит признаком расположенности человека и потому является одним из наиболее частых инструментов в общении. Кроме того, в разных сообществах, улыбка может считаться признаком низкого социального статуса.
Всемирный день улыбки ежегодно отмечается в первую пятницу октября. История праздника берет начало в 1999 году, когда он впервые отмечался по инициативе американского художника Харви Бэлла. Харви Белл еще в 1963 создал по заказу американской страховой фирмы логотип, ставший со временем одним из самых узнаваемых графических символов — улыбающуюся рожицу, или смайлик (от англ. smile — улыбка).
Истинные чувства и маска
Кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии МГУ Ольга Степанова рассказала, что хотя улыбка во всех сообществах воспринимается одинаково, однако в разных странах могут быть нюансы и разночтения. Она пояснила, что, например, "русская улыбка" чаще идет в связке с переживаниями. "Я считаю, что у нас улыбка отражает внутреннее, истинное состояние человека, а там — это маска, там так воспитывают", — отметила она.
По мнению руководителя лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени Сербского Елены Дозорцевой, в России больше ценится искренняя улыбка и истинное проявление чувств. "На Западе это скорее такой вариант общения, и люди чаще улыбаются друг другу просто в знак именно вежливого расположения к дальнейшему контакту. Просто там улыбка несет более широкий спектр значений социальных", — полагает она.
Также Степанова рассказала, что есть значительное число исследований, которые доказывают, что улыбается на людях человек более низкого социального статуса. "Считается, что улыбку нормативно должны проявлять женщины и дети… Например, если женщина нахмурена, то автоматом у такой женщины появляется статус, то есть она деловая женщина", — отметила собеседник агентства.
Невербальное общение
Роль и смысл улыбки в зависимости от ситуации также могут разниться, однако, она всегда входит в арсенал средств коммуникации, отмечают эксперты. "Коммуникация может быть вербальная и невербальная. Улыбка — это невербальное проявление эмоций и переживаний человека… очень мощное невербальное средство коммуникации… Контекстом улыбки, во что она включена, всегда будет коммуникация", — пояснила Степанова.
Эксперт также уточнила, что по результатам исследований американских ученых, 90% информации считывается именно через мимику и жесты и только 10% — это речевая информация. "Невербальная (передача информации) — вы сразу по человеку высчитываете его типологию, к какой расе он принадлежит, возраст, пол высчитываете, здоровье человека и другое", — пояснила Степанова.
Контроль над улыбкой
По словам главного психиатра, директора Государственного научного центра (ГНЦ) социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураба Кекелидзе, социальная роль улыбки состоит в том, что она создает определенную атмосферу. "Значение улыбки очень большое, мы подразумеваем, что улыбка — это критерий хорошего настроения… Улыбчивое лицо всегда отражает внутреннее состояние, благорасположение к окружающему… Если основным инструментом (коммуникации) является улыбка, конечно, это отражается не только на самом человеке, но и на его микросоциальной среде", — сказал психиатр.
С другой стороны, отмечают эксперты, улыбка при общении не обязательно имеет привязку к эмоции, которую испытывает собеседник. По словам Степановой, человек может проявлять свои эмоции осознанно и неосознанно; улыбку он также в состоянии контролировать. "Человек сознательно может это контролировать (расхождение между переживанием и проявлением), может скрывать радостное переживание", — объяснила эксперт.
Она добавила, что в таком случае улыбка по-прежнему выполняет свои основные функции коммуникационного средства, "причем очень жесткого, там никаких переживаний нет".