Депутат Европарламента, лидер партии "Русский союз Латвии" (РСЛ) Татьяна Жданок, считает, что против России страны ЕС настраивают США, а "война санкций" никому не идет на пользу. Она также надеется, что после выборов 4 октября в Сейм Латвии, в которых принимает участие и ее партия, политика этой балтийской республики в отношении России станет более прагматичной. О двусторонних отношениях Латвии и России, событиях на Украине, а также изменениях внешнеполитического курса Европарламента она рассказала в интервью РИА Новости.
— Латвия — один из самых активных сторонников санкций в отношении России. Как эта позиция влияет на отношения с РФ?
— Отношения — хуже некуда. Политики из наших правящих партий соревнуются между собой в антироссийской риторике. Их общий мотив: "Мы поддерживаем санкции. Мы хотим больше санкций. Надо затянуть пояса. Мы хотим, чтобы Россия споткнулась на Украине. Сейчас время всем объединиться против России!"
— Как вы считаете, способна ли Латвия найти альтернативу России в экономическом плане?
— Такой альтернативы по определению не существует.
— Как латвийское общество относится к санкционным войнам между ЕС и Россией, на чьей стороне русскоязычное население Латвии?
— Отношение латвийского общества в целом очень разное. Среди латышских политиков кроме "ястребов", о которых я уже сказала, есть и прагматики. Производственники стонут. Русскоязычное население тоже разделено. Но, по крайней мере, треть из них поддерживает позицию "Русского союза Латвии", что доказывают результаты прошедших в конце мая выборов в Европарламент, а также недавних опросов. А позиция нашей партии ясна: мы против санкций.
— Как вы оцениваете позицию Европарламента по отношению к России? Насколько независимы решения ЕП?
— Нынешняя русофобская истерия в Европе — не внезапный приступ, вызванный событиями на Украине. Это четкая стратегия, которая, с моей точки зрения, была навязана западноевропейским странам Соединенными Штатами через свои сателлиты в лице Польши, стран Балтии, Швеции, Дании, Финляндии и, конечно, Великобритании. Мотивы Вашингтона вполне ясны: Америка хочет оставаться единственной сверхдержавой, сохранить свое монопольное положение на земном шаре. А Россия и ЕС вместе — это примерно 650 миллионов населения, товарооборот под полтриллиона долларов в год, развитая финансовая инфраструктура, высокие технологии, энергоресурсы. То есть в связке Евросоюз и Россия могли стать более чем серьезным конкурентом для Соединенных Штатов.
Инструментом реализации этой стратегии послужила программа "Восточное партнерство", основной заявленной целью которой было развитие интеграционных связей между Евросоюзом и шестью странами бывшего СССР — Украиной, Молдовой, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией и Грузией.
На Европейском русском форуме в 2009 году мы поднимали вопрос: Восточное партнерство — это вместе с Россией или против России? Тогда замглавы европейской дипломатии Хельга Шмидт и директор департамента России и Восточной Европы внешнеполитической службы ЕС Гуннар Виганд утверждали, что Россия — большая страна и только поэтому в программу "Восточное партнерство" не входит, да и сама не хочет. Но затем последовало ультимативное предложение странам Восточного партнерства подписать договор об ассоциации и договор о зоне свободной торговли с ЕС в форме, противоречащей интеграции этих государств с Россией. А затем Россию обвинили в давлении на страны Восточного партнерства с целью вовлечь их в свою орбиту.
— Как вы оцениваете ситуацию на Украине? Какова роль Европы в конфликте на юго-востоке страны?
— Украина явилась заложницей в войне Запада против России. Доказательством служит тот факт, что война эта была объявлена еще в тот период, когда Янукович был готов пойти на договор об ассоциации с ЕС, подписание которого планировалось осуществить на Вильнюсском саммите в конце ноября прошлого года.
Напомню, что 25 октября 2013 года была принята резолюция Европарламента об общих принципах внешней политики и политике в сфере безопасности ЕС. Проект этого документа представил глава Комитета по иностранным делам Элмар Брок, христианский демократ из Германии.
Я проголосовала против резолюции и распространила пресс-релиз о том, что России фактически объявлена холодная война. Если в предыдущий период РФ рассматривалась как стратегический партнер Евросоюза, то в 2013-м акценты существенно сместились. В частности, было указано, что приоритетный стратегический партнер для ЕС — США, а отношения с Россией должны строиться на принципах critical engagement — "критического взаимодействия". Ранее этим словосочетанием характеризовались только отношения с Белоруссией. Все параграфы, в которых упоминалась Россия, содержали резкую критику.
— В Латвии в субботу пройдут выборы в Сейм. Как вы считаете, после выборов произойдут какие-то изменения во внешнеполитическом курсе страны?
— Хотелось бы надеяться на такие изменения.
— Как вы оцениваете шансы "Русского союза Латвии" на предстоящих выборах в парламент?
— В данной ситуации я не могу выступать в роли беспристрастного эксперта-прогнозиста, поскольку возглавляю участвующую в выборах партию. И я сейчас просто много работаю на хороший результат.
— Готовы ли вы сотрудничать с другой партией, которая позиционирует себя как защитница прав русскоязычного населения, — "Центром согласия"?
— "Русский союз Латвии" является единственной партией, которая позиционирует себя как защитница прав русскоязычного населения. "Центр согласия" специально подчеркивает, что является латышской партией. Мы вполне готовы сотрудничать по экономическим и социальным проблемам со всеми левоцентристскими партиями, в том числе с "Центром Согласия". С другой стороны, готовы ли они заняться русскими вопросами и сотрудничать в этих целях с нами? Мы в этом не уверены, но будем рады, если ЦС это сделает.