Решение о разработке Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы было принято распоряжением правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года.
Государственный заказчик — координатор программы — Министерство образования и науки РФ.
Основные разработчики Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) — Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Целью программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации. В рамках ФЦПРО предусмотрена реализация масштабных, системных изменений сферы образования, вовлечение большей части субъектов РФ и образовательных учреждений в процессы инновационного социально-ориентированного развития страны и внедрение инноваций.
Задачами программы являются: модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Программу планировалось реализовать в два этапа.
На первом этапе в 2011-2013 годах планировалось сформировать стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами РФ, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества.
На втором этапе в 2014-2015 годах предполагается завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в образовании на всей территории РФ. На этом этапе должны быть сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период.
Целевыми индикаторами программы являются: уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья, а также уровень соответствия образования современным стандартам.
Ожидаемые конечные результаты ФЦП — увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте не менее чем на семь процентов; снижение на 16% уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование; снижение на 8-12% затрат на реализацию механизмов социальной адаптации для социально незащищенных групп населения; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования; внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения; внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений всех уровней и образовательных процессов; создание ресурсов и программ для одаренных детей.
В рамках ФЦП должна быть оказана поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования; осуществлена подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации).
Образовательные учреждений профессионального образования, внедряющие современные образовательные программы и обучающие технологии, должны быть оснащены современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением.
Стажировки и обучение специалистов должны быть организованы в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования.
Планировалось формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций.
В рамках реализации программы ожидается повышение показателей академической мобильности студентов и преподавателей, привлечение вузами для преподавания специалистов из реального сектора экономики; внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования, а также механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.
Фактическое финансирование ФЦП из федерального бюджета, по данным федерального казначейства, составило в 2011 году — около 13502 миллиона рублей, в 2012 году — около 11958 миллиона рублей, в 2013 году — свыше 14466 миллиона рублей, в 2014 году (по состоянию на 1 августа 2014 года) — свыше 5356 миллиона рублей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников