Павел Родькин, эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, кандидат искусствоведения, член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
Специфически негативное восприятие и отношение к пропаганде, которое бытует сегодня в российском обществе, стало препятствием для коммуникации между государством и обществом. Выходом из этой ситуации является возвращение общества в качестве субъекта пропаганды, перезапуск реальной пропаганды, которая в свою очередь означает возвращение России в реальную историю.
Пропагандистский образ пропаганды в России
Сегодня в России продолжает формироваться негативное представление о пропаганде, уже само это слово вызывает настороженность. Такое восприятие сложилось вследствие действия внедренных в общественную и политическую повестку мифов.
Во-первых, пропаганда представляется как чисто российский феномен, будто в других странах пропаганда отсутствует, как на государственном, так и на корпоративном уровнях, будто на Западе существуют только объективные новости и честная реклама.
Во-вторых, пропаганда приравнивается к дезинформации, лжи, манипулированию, оболваниванию и т.п. При этом "неудобные" новости, фото и видео свидетельства объявляются в свою очередь пропагандой и отрицаются как реальные.
Позитивные функции пропаганды, например, донесение и популяризация ценностей, принципов и идей того или иного общества полностью исключаются. Подобная установка обосновывается историческими отсылками к пропаганде фашистской Германии.
В-третьих, пропаганда воспринимается как исключительно политический инструмент. В тоже время, игнорируется и выводится из-под подозрения система корпоративной пропаганды (маркетинг, брендинг, реклама, пиар), роль и значение которой в потребительском обществе оказывает не менее мощное воздействие на все человечество.
В-четвертых, пропаганда мыслится только в рамках СМИ. Другие формы влияния на социум (например, книги, очерняющие историю страны) выводиться из области пропаганды, наделяются алиби "свободы слова".
Все вышеперечисленное позволяет: во-первых, создать негативный образ государства, отделив его от общества стеной "лжи" и недоверия, а во-вторых, сделать незаметной и некритической для понимания содержательную часть пропаганды, — идеологию. Таким образом, отрицание права на пропаганду (причем именно собственную пропаганду) разрушает и девальвирует государственные коммуникации.
Идеология — реальная пропаганда
Реальная идеология камуфлируется. Во многом так происходит, потому что она часто слишком антигуманна; так за современной западной пропагандой стоит плохо скрываемая физиологическая русофобия.
Реальное воздействие, которое может сплоить или разрушить общество, оказывает именно идеология в форме пропаганды. Не механическая пропагандистская, а идеологическая обработка населения в холодной войне обусловила крах СССР.
Как указывает Зиновьев: "советская официальная идеология обнаружила полную неспособность отстаивать положительные достижения своего общественного строя и критиковать дефекты западного, оказалась неподготовленной к массированной идеологической атаке со стороны Запада. В стране началась идеологическая паника".
Таким образом, важнейшим элементом идеологии является общество. Именно общество должно стать не только пассивным объектом пропаганды, как принято считать, но и ее действующим субъектом, чтобы быть защищенным от внешних пропагандистских и менталитетных вирусов.
Общество как объект и субъект пропаганды
Реальным субъектом пропаганды является общество. Эффективность пропаганды обеспечивается не только ее содержанием, а, прежде всего, принятием ее людьми. В этом смысле пропаганда может транслировать любой вздор и даже откровенную ложь, но если общество ее разделяет, то она действует.
Так советская пропаганда на определенном историческом этапе стала проигрывать западной. Происходило это потому, что, несмотря на весь объем пропаганды и развитые институты, люди перестали верить в советскую пропаганду (и ее содержание — идеологию) и разделять ее.
Над ней откровенно смеялись. Но по объективным социальным законам образовавшийся вакуум был заполнен внешней пропагандой, что в конечном счете привело общество к катастрофе. Что стало причиной такого разрыва с обществом?
Советская пропаганда отстала от послевоенного уровня образования и развития общества, которое в СССР достигло значительных высот. Пропаганда соответствовала довоенному состоянию, поэтому не могла быть адекватно принята обществом качественно иного уровня.
Интересно отметить, что современная западная пропаганда и ее субъекты внутри России повторяют этот разрыв, апогей которого произошел в конце 80-х. Западная пропаганда сегодня осталась на интеллектуальном уровне некритической оценки действительности 90-х и воспринимается в лучшем случае как очередной "псакинг".
Общество ушло вперед, в буквальном смысле выстрадав реальное понимание многих социальных и экономических процессов. Тот же путь еще предстоит преодолеть украинскому обществу.
Перезапуск пропаганды как возвращение в историю
Собственной настоящей системы пропаганды у России еще нет, пока она только формируется. Чтобы этот процесс состоялся, необходимо решить следующие позитивные задачи:
1) вернуть пропаганду на институциональном уровне в общественную повестку;
2) наполнить ее социальными, культурными и политическими смыслами (идеологией);
3) повысить уровень пропаганды одновременно с уровнем общества, чтобы избежать нового разрыва с ним.
Последняя задача особенно сложна, многомерна и актуальна, так как снижение уровня общественного сознания приводит либо к его оглуплению, либо к тоталитаризации. Таким образом, переход к реальной пропаганде знаменует собой переход к реальной истории, остаться в которой для России означает вопрос выживания.