Рейтинг@Mail.ru
Итоги летнего сезона: серия банкротств и падение турпотока - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Коллаж самолет Туризм
Туризм

Итоги летнего сезона: серия банкротств и падение турпотока

Читать ria.ru в
Дзен
Власти России не исключают, что банкротства туроператоров продолжатся, и рекомендуют турфирмам переориентироваться на внутрироссийский рынок.

МОСКВА, 29 сен — РИА Новости. Ирина Нехорошкина. Официальные данные о количестве туристов и популярных летних направлениях будут опубликованы не раньше ноября, но уже сейчас можно подвести предварительные итоги летнего туристического сезона: серия банкротств туроператоров, снижение количества россиян, выезжающих за границу, и кризис отрасли в целом. Власти РФ не исключают, что банкротства туроператоров продолжатся, и рекомендуют турфирмам переориентироваться на внутрироссийский рынок.

Уйти по-английски

Пляж на острове Родос. Архивное фото
ВЦИОМ: большинство россиян организуют свой отдых самостоятельно
Серия банкротств туристических фирм, неожиданных и для потребителей турпродукта, и для профессионалов турбизнеса, началась еще в 2013 году, когда рынок выглядел достаточно стабильным. Настоящий исход компаний из бизнеса начался уже в текущем году, причем практически никому из игроков не удалось прекратить деятельность без потерь для туристов и партнеров, хотя почти все уходили по-английски, без предупреждения. Повторить схему красивой самоликвидации, которую продемонстрировала группа компаний Ascent Travel (руководитель фирмы заранее просчитал вероятность банкротства, заранее предупредил партнеров, закрыл продажи, вывез всех туристов, согласно купленным турам, и не причинил кому-либо морального и материального ущерба), у остальных не получилось.

Если не брать во внимание совсем мелкие агентства, то начать поминальный список 2014 года стоит с одного из старейших российских туроператоров – петербургской компании "Нева", которая нанесла удар по рынку 16 июля. Через девять дней отметилась московская фирма "Роза ветров Мир", за ней последовали "Экспо-тур", "Идеал-тур", "Лабиринт", "ИнтАэр", "Нордик Стар", "Сургуткурорт", "Ветер странствий", "Атлас", "Милана Тур", "Авиачартер-ДВ", "Словекс-Турне", "Южный крест". Завершила цепочку на сегодняшний день компания "Верса", однако профессионалы бизнеса не уверены, что она станет последней в череде крупных туроператоров.

Как результат – десятки тысяч туристов потеряли деньги и лишились отдыха, а те, кто успел заехать по оплаченным турам, провели немало неприятных часов и дней под угрозой выселения из отелей, которым ничего должны не были. Для них отдых стал тяжелым испытанием: россиян выгоняли на пляжи, блокировали номера, требовали повторной оплаты за проживание, многие не знали, когда и как возвращаться на родину.

По официальным данным РСТ, из-за приостановки деятельности туроператоров пострадали около 130 тысяч россиян. При этом, по статистике самих туроператоров, 57 тысяч пострадали только от приостановки работы компании "Лабиринт", а количество пострадавших после закрытия туроператора "Нева" достигло 30 тысяч человек.

Палочка-выручалочка

Чемодан туриста
"Турпомощь" вернула почти всех клиентов обанкротившихся туроператоров
Финансовая помощь государства для эвакуации пострадавших туристов не потребовалась: практически всех, кто попал в патовую ситуацию не по своей вине, эвакуировала ассоциация "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь".

Когда в 2012 году вопрос о создании этого компенсационного объединения только обсуждался в профессиональных кругах, многие выступали против реализации идеи с "кассой взаимной туристической помощи". Крупные игроки рынка не хотели платить взносы пропорционально своим доходам (0,1% объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации выездного туристического продукта), а мелкие и средние фирмы сопротивлялись принятию усредненной суммы (не ниже 100 тысяч рублей в год, не считая вступительного взноса). В итоге никто не внес в фонд сумму в размере 0,1% оборота, все ограничились минимальными взносами в 100 тысяч рублей, разве что особо крупные туроператоры раздробились на два-три подразделения и внесли минимальные суммы несколько раз.

Тем не менее на сегодняшний день в ассоциацию вступили уже 1706 туроператоров, которые своими взносами собрали солидную "кассу взаимопомощи". С началом самоликвидации фирм стало очевидно, что ассоциация пришлась весьма кстати. В турбизнесе ее стали называть "палочкой-выручалочкой", ибо именно из фонда "Турпомощи" поступали деньги, которыми оплачивали эвакуацию россиян, пострадавших от деятельности той или иной несостоятельной компании.

С 16 июля по 19 сентября 2014 года о приостановке своей деятельности заявили 16 туроператоров. За это время ассоциация "Турпомощь" на 80 рейсах помогла эвакуировать более 36,5 тысячи туристов. При этом из бюджета страны не было использовано ни одного рубля, не привлекались даже силы МЧС.

На начало сентября в фонде ассоциации оставалось 140 миллионов рублей. На организацию выезда клиентов трех фирм, разорившихся в сентябре, денег еще хватило, но потребовалось объявить досрочный сбор средств, чтобы подстраховаться на случай дальнейших неприятностей.

Беспокойство страховщиков

Массовое закрытие туристических фирм вызвало закономерное беспокойство у страховых компаний, на плечи которых было переложено бремя финансовой ответственности перед клиентами в случае несостоятельности продавца услуг. В сентябре Всероссийский союз страховщиков (ВСС) распространил заявление, в котором охарактеризовал ситуацию на туристическом рынке как масштабный кризис и еще раз обратил внимание государственных органов, профессиональных объединений и туристических компаний на недопустимость дальнейшего бездействия.

В заявлении говорится, что "общая сумма финансового обеспечения по договорам ответственности туроператоров, прекративших исполнение обязательств, составляет более 1,8 миллиона рублей, а уже заявленные убытки за июль-сентябрь превысили 3,1 миллиона рублей". То, что часть туроператоров страхует свою ответственность на сумму во много раз меньше, чем их обязательства перед туристами, приводит к тому, что страховщики вынуждены в соответствии с действующим законодательством производить выплаты пропорционально, то есть во столько же раз ниже реальных убытков. Это означает, что пострадавшие туристы, если и получают денежные компенсации за неиспользованные туры, то далеко не в полном объеме их стоимости.

Кроме того, появилась опасная тенденция – страховые компании стали отказываться продлевать и заключать новые договоры с фирмами, представляющими туристическую индустрию.

Не было бы счастья…

Негативные ситуации хороши лишь тем, что для умных людей они становятся настоящей школой жизни, уроки которой помогают существовать и работать дальше. Туристический кризис настолько потряс саму отрасль, что представители государственных структур всерьез задумались над тем, как регулировать этот непонятный частный бизнес.

Как следствие, в середине сентября на едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов был размещен проект ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации". После этого началось масштабное обсуждение того, что необходимо изменить на законодательном уровне, чтобы сделать туристическую отрасль максимально прозрачной и юридически ответственной.

Министерство культуры РФ, в ведомстве которого находится Федеральное агентство по туризму, выступило с предложениями по этим поправкам. Так, предусматривается наделение Ростуризма дополнительными полномочиями, в рамках которых ведомство сможет исключать туристические компании из реестра туроператоров в оперативном порядке. При этом сам реестр превратится из бессмысленного информационного ресурса в рычаг регулирования ситуации в отрасли, так как профессиональная ответственность внереестровых операторов будет регулироваться уголовным законодательством как незаконная предпринимательская деятельность. Прозвучали предложения о создании реестра туристических агентств по аналогии с реестром туроператоров и о формировании дополнительного фонда персональной ответственности среди туроператоров выездного туризма на базе ассоциации "Турпомощь".

Предложение обязать туроператоров выдавать туристам за сутки до путешествия все документы, включая билеты в обе стороны, учитывая напряженную ситуацию на рынке, оказалось настолько актуальным, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление на это счет уже 22 сентября. Теперь работникам многих сфер, связанных с туризмом, предстоит пересмотреть свои отношения, чтобы обеспечить реализацию этой инициативы, которая будет способствовать повышению правовой защищенности туристов.

Российский кризис шагает по планете

Одной из основных причин ухода туристических компаний считается массовый отток туристов. Количество людей, желающих воспользоваться помощью посредников для организации собственного отдыха, летом 2014 года заметно сократилось. Часть потенциальных клиентов турфирм обратились к самостоятельному бронированию, кто-то предпочел провести отпуск на территории собственной страны, а многие были просто вынуждены отказаться от каких-либо поездок.

Российский союз туриндустрии (РСТ) публиковал данные по выезду россиян за рубеж только за первое полугодие 2014 года. За этот период общий выезд россиян за рубеж составил 21,6 миллиона человек, что на 9% меньше аналогичного периода 2013 года. При этом выезд с целью туризма сократился на 3% и дал показатель 8,3 миллиона поездок. "При этом нельзя сказать однозначно, что в первую очередь упала Европа – из-за курса валюты и санкционных угроз. Германия, Греция, Чехия, Финляндия, Франция, Австрия, Австрия показатели снизили, а Италия, Испания, Кипр, Болгария, Швейцария, Черногория, Венгрия чуть-чуть, но все-таки подросли. Прибавила даже Великобритания, несмотря на многочисленные проблемы с визами, которые начались ранней весной", — сообщил РСТ. Суммарно получилось, что в первом полугодии страны ЕС посетило 3,1 миллиона туристов, то есть Европа потеряла почти 9% российского турпотока.

Из неевропейских туристических направлений в минусовые показатели ушли Китай (-25,6%), Таиланд (-4,4%), ОАЭ (-0,5%). А рост турпотоков продемонстрировали Вьетнам (26%), Южная Корея (18,5%), Турция (14,4%), Доминикана (12%), Индия (11%), США (10%), Израиль (9%), Тунис (8%), Египет (3,4%).

Эти цифры можно принимать в качестве тенденции, но оценивать по ним весь сезон не возможно, так кризис отрасли начался только в июле, достиг своего апогея в середине сентября, и еще не известно, пошел ли на спад. Кроме того, пик туристического сезона в некоторых странах приходится на осенние или зимние месяцы. Например, несмотря на положительные показатели прироста в первом полугодии, турбизнес в Израиле обеспокоен конечными итогами года, так как туда основная масса туристов приезжает в осенне-зимний период.

Новые перспективы российского туризма

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
АТОР предложил государству меры по поддержке внутренних турфирм
Исходя из того, что туристическая отрасль только начинает подводить итоги прошедшего летнего сезона и строить планы на предстоящий зимний, можно в качестве оценки кризисного периода взять слова министра культуры РФ Владимира Мединского. "В настоящее время, несмотря на многочисленные разговоры о санкциях и прочее, пограничная статистика по состоянию на первое полугодие зафиксировала так называемую нулевую динамику турпотока в Россию. Это означает, что въездной туризм не растет, но и не снижается", — сказал он на заседании Общественной палаты.

Министр не исключил, что серия самоликвидаций турфирм может продолжиться в ближайшее время, особенно перед началом зимнего сезона. Эти неприятные катаклизмы коснутся, прежде всего, тех туристов, которые все еще "пользуются услугами дешевых туроператоров, горящими турами, уезжают без страховки, без обратного билета, несмотря на все предупреждения, информацию, как себя обезопасить".

Мединский высказал гипотезу о том, что многие туристические компании, которые сегодня испытывают трудности в работе на выездном рынке, не оставят своего бизнеса, а лишь переориентируют его на обслуживание въездных и внутренних потоков. И такое развитие событий специалисты считают наиболее перспективным, а представители власти обещают оказывать всяческую поддержку фирмам, сделавшим своей профессиональной направленностью организацию путешествий в Россию и внутри нее.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала