Во вторник глава МИД КНДР Ли Су Ен начинает визит в Россию. В ходе переговоров со своим российским коллегой Сергеем Лавровым и главами других министерств и ведомств будут обсуждаться вопросы углубления сотрудничества, в частности новые программы, реализуемые по формуле "российское оборудование и инвестиции в обмен на корейское минеральное сырье", а также возможность формирования новой модели торгово-экономического взаимодействия, которая позволила бы вывести товарооборот на уровень в 1 миллиард долларов США. Об этом в интервью РИА Новости рассказал официальный представитель МИД России Александр Лукашевич.
— 30 сентября — 10 октября пройдет официальный визит в Россию министра иностранных дел КНДР Ли Су Ена. Как бы вы охарактеризовали общее состояние двусторонних отношений?
— Наши страны и народы связывают давние и прочные узы дружбы. СССР первым признал КНДР в октябре 1948 года. Россия неизменно стремится поддерживать и развивать дружественные, добрососедские и взаимовыгодные отношения с Корейской Народно-Демократической Республикой. Наращивание конструктивного двустороннего сотрудничества по всем направлениям отвечает коренным интересам народов двух государств.
В последнее время в российско-северокорейских отношениях произошло немало важных событий. В частности, серьезный импульс получили межпарламентские контакты. В феврале нынешнего года в России побывал председатель президиума Верховного народного собрания КНДР Ким Ен Нам, принявший участие в церемонии открытия XXII Зимних Олимпийских игр. В июне Москву посетил заместитель председателя Верховного народного собрания КНДР Ан Дон Чун, участвовавший в работе третьего Международного межпарламентского форума. В свою очередь в КНДР в сентябре текущего года принимали первого заместителя председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации Александра Торшина.
В этом году состоялись визиты в Пхеньян заместителя председателя правительства Российской Федерации — полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, министра по развитию Дальнего Востока, сопредседателя российско-северокорейской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Александра Галушки, главы Республики Татарстан Рустама Минниханова.
— Что будут обсуждать на нынешних переговорах?
— Министры рассмотрят актуальные проблемы двустороннего сотрудничества, включая вопросы активизации политического диалога и торгово-экономического взаимодействия. Обменяются мнениями по ситуации на Корейском полуострове и в регионе Северо-Восточной Азии в целом.
Среди ключевых пунктов повестки дня переговоров — внешнеполитическое взаимодействие России и КНДР, которое является весьма значимым фактором в деле поддержания мира и стабильности в Северо-Восточной Азии. Состоится обмен мнениями по злободневным международным проблемам, в том числе положению на Украине и в регионе Ближнего Востока, а также по ситуации вокруг иранской ядерной программы, об усилиях формирования новой архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Сергей Лавров и Ли Су Ен подведут итоги совместных усилий по обновлению договорно-правовой базы двусторонних отношений. Намечены задачи по скорейшему завершению работы над рядом совместных документов в различных областях — от культурно-гуманитарной до технической и финансовой.
Будут проанализированы практические аспекты наших двусторонних отношений, в том числе в сфере экономики. Речь пойдет о том, как совместными усилиями сформировать такую модель российско-корейского торгово-экономического взаимодействия, которая позволила бы совершить качественный рывок и уже в обозримой перспективе вывести товарооборот на уровень в 1 миллиард долларов США. Стороны обсудят ход реализации крупных инвестиционных проектов, включая вопросы функционирования интермодального перегрузочного комплекса в порту Раджин, а также новые программы, реализуемые по формуле "российское оборудование и инвестиции в обмен на корейское минеральное сырье". Достижению заявленных целей призвано способствовать вступление в силу Соглашения об урегулировании задолженности КНДР перед Россией по предоставленным в период бывшего СССР кредитам.
По итогам переговоров Сергей Лавров и Ли Су Ен подпишут План межмидовских обменов на 2015-2016 годы.
— В каком ключе будет обсуждаться ядерная проблема Корейского полуострова (ЯПКП)?
— ЯПКП и перспективы возобновления шестисторонних переговоров — острый вопрос, требующий откровенного разговора. Нерешенность ядерной проблемы — серьезный фактор, сдерживающий российско-северокорейское сотрудничество. Российская сторона неукоснительно соблюдает соответствующие резолюции Совета безопасности ООН и в свою очередь требует от всех участников процесса корейского урегулирования, включая КНДР, строгого выполнения установленных этими резолюциями ограничений и запретов.
— Как вы оцениваете сотрудничество между Россией и КНДР в международных организациях и в решении важнейших мировых проблем?
— Наше взаимодействие с корейскими коллегами в международных делах носит характер равноправного сотрудничества, строится на взаимном уважении и не направлено против интересов третьих стран.
Важно отметить, что Москва и Пхеньян сотрудничают в ООН, в том числе по таким темам, как противодействие героизации нацизма, транспарентность и укрепление доверия в космосе, проблематика прав человека, международная информационная безопасность, безопасность дорожного движения.
Мы позитивно оцениваем и совместную работу в рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ). Стороны исходят из необходимости дальнейшей консолидации усилий на ключевых направлениях работы АРФ.
— Ожидаются ли встречи министра иностранных дел КНДР в других российских ведомствах?
— Запланированы беседы Ли Су Ена с Юрием Трутневым и Александром Галушкой, а также министром сельского хозяйства РФ Николаем Федоровым.
По завершении пребывания в Москве Ли Су Ен посетит Амурскую и Сахалинскую области, а также Хабаровский и Приморский края, где встретится с руководством региональных администраций и законодательных собраний. В повестку этих контактов войдут вопросы совместного поиска эффективных форм практического сотрудничества, в том числе реализации имеющихся и перспективных проектов в экономической и гуманитарной сферах.