МОСКВА, 28 сен – РИА Новости. Монахи тибетского монастыря Дрепунг Гоманг во время своего визита в Россию проведут в Сочи культурно-благотворительную программу "Дни тибетской культуры", в рамках которой возведут мандалу Зеленой Тары — удивительное по красоте произведение искусства, которое приносит благословение каждому, кто с ним соприкасается.
Монахи начнут возведение мандалы 28 сентября. Считается, что Тара — "быстрая освободительница", и славится тем, что незамедлительно откликается на обращенные к ней просьбы и молитвы. Поэтому все благопожелания, произнесенные рядом с мандалой, способствуют обретению необычайной удачи и мудрости. Кроме того, Тара приносит успех в делах и карьере, помогает справиться со всеми препятствиями, которые отягощают повседневную жизнь.
В рамках "Дней тибетской культуры в Сочи" жители города также смогут узнать о жизни тибетских монахов в одном из крупнейших монастырей-университетов. Кроме того монахи познакомят сочинцев с древними тибетскими ритуалами и красочными ритуальными танцами, прочитают лекции по основополагающим темам философии буддизма и проведут мастер-классы по основам тибетской живописи и обертонному пению.
Все вырученные на культурно-благотворительных мероприятиях средства пойдут на нужды монастыря Дрепунг Гоманг — содержание престарелых монахов и детей-сирот, которые воспитываются и обучаются в монастыре.
Построение и разрушение мандалы
Слово "мандала" в переводе с санскрита означает "круг", "единство". Это — графическое изображение дворца того или иного божества тантрического учения, передающее его суть на языке символов. Ее можно «читать» как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации. Как правило, мандалы создают в двумерной форме из мелкого песка, окрашенного в традиционные цвета.
Ритуал построения буддистскими монахами Большой песочной мандалы Зеленой Тары обычно длится 10 дней. На первом этапе монахи благословляют инструменты и цветной песок, а затем приступают к разметке платформы.
Мандала живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Как только медитационная практика завершена, мандала должна быть разрушена. Ее разрушение — тоже особый ритуал, смысл которого — подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма, идею о непостоянстве всего сущего.
Прежде чем разрушить мандалу, монахи должны попросить божество покинуть песочный дворец. Затем мастер ритуала надрезает ее с "восточного входа" с помощью ваджры — ритуального предмета, символизирующего нерушимую природу ума, а потом повторяет эту процедуру со всеми остальными "входами", двигаясь по часовой стрелке, и наконец надрезает мандалу по диагоналям. После этого монахи сметают мандалу к центру и помещают песок в большую чашу.
Считается, что песок, благословленный многодневными ритуалами, по-прежнему обладает очистительной силой. По традиции, монахи в красивой процессией с трубами и цимбалами отправляются к реке или океану и преподносят благословенный песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление по всему миру.