МОСКВА, 24 сен — РИА Новости, Милена Фаустова. Светские журналисты должны больше внимания уделять церковным проблемам и служению, и не воспринимать Московский патриархат как какую-то ведомственную государственную организацию, а в свою очередь РПЦ необходимо не только выработать достаточно понятный и простой для далекого от православия или веры вообще человека язык, но и сформировать "вселенское слово Церкви по самым разным вопросам социальной жизни общества". К такому мнению пришли представители церкви и различных российских СМИ — участники дискуссии "Церковь и СМИ: взаимные претензии и взаимные ожидания", которая прошла в среду в храме Христа Спасителя рамках работы VI международного фестиваля "Вера и слово".
Одна из претензий со стороны православного духовенства к преимущественно светским журналистам — отсутствие у них зачастую элементарных знаний и понимания церковной тематики, которой они занимаются. "Светские журналисты должны использовать распространенный художественный прием, когда художники, рисуя правое ухо, предполагают и наличие левого, даже если изображается человека в профиль. Если журналист пишет, например, о церковных праздниках, он должен знать их глубинные традиции и обряды, а также предполагать, что его тексты будут читать не только светские люди, но и церковные. То количество ошибок, которые можно найти в светских и даже церковных СМИ, пишущих о религии и вере, настолько утомляет, что читать такие материалы становится утомительным и неинтересным делом", — заметил настоятель московского храма святителя Митрофана Воронежского протоиерей Дмитрий Смирнов.
В свою очередь, журналисты и главные редакторы ведущих российских журналов парировали, что трудность изложения церковных материалов заключается в отсутствии у Церкви своего языка, максимально приближенного к простому, непосвященному в церковные таинства и обряды человеку. Еще одно препятствие, с которым часто сталкиваются светские журналисты — отсутствие "вселенского слова Церкви", на которое можно было бы ссылаться и опираться не только во время гуманитарных и иных катастроф, а также военных конфликтов, но и в обыденных бытовых проблемах жизни общества и его рядовых граждан. "Несмотря на то, что у нас Церковь отделена от государства по закону, ее голоса часто не хватает", — заявил главный редактор журнала "Русский репортер" Виталий Лейбин.
По мнению светских журналистов, Церковь оказалась неготовой и к тем медиа- и информационным войнам, которые сейчас разворачиваются на различных социальных страницах интернета, в том числе и вокруг религиозной тематики. Мнение антицерковно настроенных людей, ведущих частные блоги, сегодня в ряде случаев оказывается сильнее, чем позиция РПЦ, голос которой зачастую остается неуслышанным.
Признавая, что язык Русской православно церкви должен стать "более острым и актуальным" председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда в свою очередь отметил, что главная ошибка СМИ состоит в том, что они воспринимают РПЦ как некое государственное ведомство, и требуют от нее постоянных и точных отчетов за свою социальную и духовную деятельность. Однако, если в случае с какими-либо государственными или общественными организациями строгая отчетность возможна, то в случае Церкви и церковного служения она практически нереальна, поскольку речь идет не о каком-то узкопрофильном предприятии, а о верующих, о людях, — заключил Легойда.