МОСКВА, 22 сен — РИА Новости. Сочинский форум стал хорошей возможностью для бизнеса и власти озвучить свои позиции по поводу санкций Запада в отношении нефтяной промышленности РФ. Нефтяные компании продолжают настаивать, что санкции не оказывают существенного влияния на их текущую деятельность. Однако профильные министерства и сами компании мобилизовались, взяв курс на импортозамещение, а "Роснефть" и НОВАТЭК просят выделить из Фонда национального благосостояния (ФНБ) примерно по 100 миллиардов рублей.
Благосостояние национального достояния
В связи с ужесточением санкций пока в правительство за оказанием финансовой поддержки обратились только государственная "Роснефть" и НОВАТЭК. По словам министра финансов РФ Антона Силуанова, компании просят о выделении им от 80 до 150 миллиардов рублей. При этом, замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов конкретизировал, что НОВАТЭК просит около 100 миллиардов рублей из ФНБ для финансирования проекта "Ямал СПГ".
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщил РИА Новости, что обращения были общего характера, им еще предстоит подать в правительство официальные заявки. При этом, Дворкович не исключил, что средства из ФНБ могут быть вложены в облигации компаний. "Если они ("Роснефть" и НОВАТЭК — ред.) подадут заявки на определенную сумму, скажут, что они вкладывают облигации на финансирование проектов, мы это рассмотрим. Я не исключаю, что такое решение может быть принято", — сказал в субботу журналистам Дворкович.
Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что "Роснефть" и НОВАТЭК, возможно, смогут получить средства из ФНБ уже в этом году, но на общих условиях и под уже существующие проекты. При этом глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев выразил сомнение в том, что компании успеют получить финансирование из Фонда в этом году, также указав, что официальных заявок от них еще не поступало.
Президент государственной "Транснефти" Николай Токарев также сообщил, что компания в условиях санкций в ближайшие несколько лет не планирует привлекать кредитные средства, тем более на западных рынках. "У нас занимать необходимости нет… В ближайшие несколько лет не планируем занимать, несмотря на то, что в этом и следующем году пиковые выплаты по евробондам. Нам достаточно своих источников финансирования, у нас сбалансированная финансовая программа, и вполне концы с концами сведем", — сказал Токарев.
Окно возможностей
На встрече Медведева с деловым сообществом, Алекперов заострил внимание премьера на проблемах и вызовах, которые поставил пакет западных санкций в части технологий, перед нефтяной промышленностью РФ.
"Сегодня 100% телемеханики, автоматизации, связи на месторождениях, на нефтеперерабатывающих заводах производства двух стран — это Соединенные Штаты и Япония. Конечно, нам надо сегодня прикладывать массу усилий, для того чтобы преодолеть эти сложности, если эти ограничения будут. То есть для этого необходимо, конечно, создавать производство. Просто для этого необходимы колоссальные средства, которые пойдут на то, чтобы наши производители восстановили то производство, которое они имели уже", — сказал Алекперов на встрече Медведева с деловыми кругами, которая прошла в рамках форума.
"Мы свои предложения отраслевые в министерстве сконцентрировали все, мы все тонкие места наметили и представили", — отметил он.
Президент ЛУКОЙЛа также отметил, что необходима активная позиция правительства, потому что потребуются деньги для машиностроителей. "Налоговая нагрузка после маневра усиливается на следующий год. Вы знаете, что маневр только декларативно маневр. Это увеличение налоговой нагрузки, у отрасли таких денег нет, чтобы самостоятельно помогать машиностроителям. Необходимы централизованные работы и централизованное финансирование, которые могли бы преодолеть эти трудности и создать производство у себя. Ничего здесь нет сложного. Все технологии известны, понятны, надо это воплотить все в железо. Отрасль сегодня здорова, она нацелена на выполнение этих задач", — сказал он.
Англо-нидерландская Shell и французская Total подтвердили свое желание продолжать работать в РФ, несмотря на введенные ограничения. Так, председатель Shell в России Оливье Лазар заявил, что Россия входит в сферу долгосрочных интересов компании и призвал политиков не играть с энергией, так как это очень "хрупкая отрасль". "Мы пройдем через трудности, но надеемся, что вместе", — заверил Лазар.
Гендиректор компании "Тоталь разведка разработка Россия" (дочерняя структура Total) Жак де Буассезон также заявил, что политические проблемы должны решаться политическими же методами. Компании, по его словам, придется адаптироваться в условиях санкций, но деятельность в России Total останавливать не намерена. "Мы будем стоять до конца", — заявил де Буассезон.
Однако в этой бочке меда оказалась и капля дегтя. В то время когда европейские Total и Shell выражали свою поддержку российской нефтегазовой отрасли, в СМИ появилась неофициальная информация о том, что "Роснефть" и американская ExxonMobil остановили разведочное бурение на скважине "Университетская —1" в Карском море. Впоследствии Exxon заявила о получении лицензии на продолжение разведочного бурения скважины "Университетская-1" в Карском море, "чтобы обеспечить безопасное (для экологии — ред.) и ответственное сворачивание операций".
В свою очередь вице-президент "Роснефти" Лариса Каланда в кулуарах Сочинского форума сообщила журналистам, что "Роснефть" смогла бы продолжить бурение в Арктике без ExxonMobil, в случае необходимости. В настоящее время, по ее словам, компании продолжают совместную работу на "Университетской-1".
"Работа на скважине "Университетская" продолжается в соответствии с утвержденным планом. Мы удовлетворены решением американского регулятора, который выдал соответствующее разрешение ExxonMobil. Если бы регулятор не выдал разрешение Exxon на работы на скважине, "Роснефть" имела свой план и была готова продолжать работать самостоятельно", — сказала Каланда.
При этом, по словам Каланды, если бы "Роснефть" продолжала работать на скважине "Университетская" самостоятельно и вышла бы на факт коммерческого открытия, то для того, чтобы американская компания вернулись в проект, ей нужно было бы начать новый переговорный процесс с "Роснефтью".
Насильно мил не будешь
"Насильно мил не будешь, — констатировал премьер-министр Дмитрий Медведев в рамках Сочинского форума. — Если нас продолжат в этом смысле ущемлять, конечно, значительная часть наших товаров, значительная часть наших ресурсов и значительная часть нашего торгового оборота будет приходиться на Азиатско-Тихоокеанский регион. Но, я считаю, что это не в интересах европейцев, не в интересах американцев и вообще всех, кто присоединился к этим абсурдным санкциям".
Кроме того, глава Минэнерго РФ признался, что никто в настоящее время до конца не понимает правила игры в условиях санкций. "К каким последствиям это приведет, никто не просчитал. Мы с руководителями крупнейших компаний, которые работают в России, и Shell и Total, обсуждаем эти вопросы, и никто из этих руководителей также до конца не понимает, как должны работать эти компании в условиях санкций. А что будет с контрактами, которые заключены раньше, что будет с долей в проекте, как они будут выходить из этого проекта, если до этого дойдет? Никто до конца этих вещей не понимает", — сказал Новак на круглом столе в рамках форума.
По словам министра, в настоящее время Минэнерго проводит актуализацию энергостратегии России до 2035 года и намерено учесть в ней сценарий развития ситуации с учетом санкций. Так, в одном из сценариев энергостратегии планируется отразить, в частности, вопросы, связанные с импортозамещением, производством оборудования, технологий; финансированием конструкторских предприятий, финансово-кредитной поддержкой, привлечением банковских средств, возможностью субсидирования процентной ставки.
В свою очередь министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской в рамках форума представил доклад по воспроизводству минерально-сырьевой базы РФ. И вновь все внимание было заострено на влиянии санкций Запада на перспективы добычи углеводородов в России. Для стимулирования недропользователей, Минприроды выработало меры поддержки, в частности, для повышения привлекательности геологоразведки требуется либо перенос налогового бремени добычи на налогообложение финансового результата, либо необходимо создание специальных механизмов стимулирования.
"Выходом, на наш взгляд, могло бы стать внедрение системы вычетов расходов на геологоразведочную работу из НДПИ или базы налога на прибыль. Аналог в законодательстве есть… Мы провели все необходимые расчеты. По нашим данным, внедрение такого механизма позволит получить прирост запасов нефти до 2035 года в размере около 2 миллиардов тонн, в том числе за счет новых открытий, а также обеспечить дополнительную добычу до 400 миллионов тонн нефти", — сообщил министр.
Еще одной мерой, по словам министра, могло бы стать максимальное упрощение процедуры выдачи лицензий на месторождения с трудноизвлекаемыми запасами. "Сегодняшние реалии диктуют необходимость поиска и отработки отечественных технологий вовлечения в разработку залежей трудноизвлекаемых запасов… от них будет зависеть добыча (нефти — ред.) в стране через 10-15 лет. Для этого необходимо скорейшее создание конкурентного сектора инициативных компаний. Мы планируем максимально упростить действующий порядок предоставления недр в пользование, сделать это по заявительному принципу", — сказал министр.
Экспертное мнение
России не потребуется вводить ответные меры на принятые западными государствами санкции против ее нефтяной отрасли — США и ЕС сами себя наказывают, лишая свои компании возможности работать в РФ, считает директор Энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Григорий Выгон.
"В сегодняшних условиях доступ к ресурсам достаточно ограничен. Нынешняя ситуация вынуждает нас заниматься импортозамещением, локализацией и привлечением восточных компаний. Фактически те иностранные компании, которые пока еще работают в России, лишаются колоссального рынка. Поэтому нам не надо принимать какие-то ответные санкции. За нас все делают американское и европейское правительства", — сказал РИА Новости эксперт.
Выгон отметил, что в России самый значительный потенциал в добыче нетрадиционных углеводородов, в частности сланцевой нефти, а также газовых запасов. "То есть фактически правительство этих стран (США и ЕС — ред.) лишает собственные нефтегазовые и нефтегазосервисные компании возможности зарабатывать деньги", — добавил эксперт.