СОЧИ, 19 сен — РИА Новости. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в пятницу выступил на инвестиционном форуме в Сочи и успокоил предпринимателей: Россия, несмотря на введенные против нее санкции, не будет строить закрытую экономику и запирать двери для сотрудничества с иностранными партнерами.
Глава правительства почти не упомянул про ответные меры в отношении Запада, но рассказал о планах по импортозамещению зарубежных товаров и точках роста отечественной промышленности в сложившейся ситуации.
Опрошенные РИА Новости политологи считают, что выступление премьера стало сигналом Западу о том, что нужно договариваться и отказываться от политики санкций, которая не эффективна.
Точка отсчета
Выступление на форуме Медведев начал с пространной и довольно жесткой критики в адрес западных стран, которые ввели против России санкции и тем самым, по его словам, поставили под угрозу "всю философию мирного развития со времен Второй Мировой войны".
"По сути, вся система европейской безопасности поставлена под угрозу. Как поставлены под угрозу базовые ценности, дальнейшая глобализация, а по сути — вся философия мирного развития, которая сформировалась после Второй мировой войны", — сказал премьер, добавив, что 2014 год войдет в историю как "точка отсчета нового времени".
"Одно очевидно уже сейчас — идет демонтаж стабильности мировой финансовой и торговой систем. Но, безусловно, этот демонтаж пока можно остановить", — предупредил он.
Медведев добавил, что противостояние на Украине, возвращение Крыма России, введение санкций и охлаждение отношений с Западом вынуждают РФ по-новому посмотреть на мировую систему координат.
Непредсказуемый результат
Описывая сложившуюся ситуацию, глава правительства сравнил ее со "своеобразной санкционной "теннисной партией" и отметил, что очередной пакет антироссийских ограничительных мер был "презентован Западом в отсутствии какой бы то ни было привязки к реальным событиям". При этом он напомнил: "Не мы начали это противостояние, мы вынуждены были отвечать".
"У нас есть такое ощущение, что не все, но многие наши западные партнеры вообще перестали признавать тот факт, что у России есть свои национальные интересы", — с сожалением заметил Медведев, говоря о причинах конфликта. При этом он пообещал, что Россия готова слышать западных партнеров при условии, что они также будут ее слушать.
По словам премьера, оценить ущерб от санкций "довольно сложно, как и Западу предугадать, чем мы будем отвечать на такие действия". Также, подчеркнул он, никто не сможет прогнозировать, как на глобальной экономике в долгосрочной перспективе скажутся антироссийские санкции, с учетом того, что экономика РФ шестая по размеру в мире.
Далее Медведев напомнил о важном значении России и Европы друг для друга. Торговля со странами Евросоюза составляет почти половину внешнеторгового товарооборота в РФ: более 60% российских зарубежных инвестиций приходится на страны ЕС, что составляет практически 100 миллиардов долларов, а европейские компании являются ведущими инвесторами в российскую экономику с объемом вложений около 300 миллиардов долларов. И это не считая того, что Россия остается ключевым поставщиком энергоносителей для европейских потребителей.
"Несмотря на санкции, дверь в Россию для западных партнеров не заперта", — заметил премьер, не уточнив при этом, открыта ли она для них.
Он также призвал не воспринимать новую стратегию России по развитию связей с азиатскими странами, как "бессмысленную месть Европе". "Это естественный ход развития событий, и продуманный ответ на меняющиеся условия экономического развития", — пояснил глава правительства.
Прежним курсом
Учитывая инвестиционную тематику форума, значительную часть своего выступления Медведев уделил вопросам будущего российской экономики, которая, по его признанию, испытывает серьезные трудности не только из-за санкций, но и по внутренним причинам.
Премьер заверил инвесторов, что власти РФ не собираются строить "мобилизационную и закрытую" экономику, а все подобные разговоры он считает неуместными.
"Такая экономика нашей стране не нужна, она вообще никакой стране не нужна. Наш курс мы менять не будем, основные принципы макроэкономической политики мы сохраним. И бюджетное правило, и базовые основы налоговой системы, базовые институты, включая гибкость курсообразования при готовности Банка России осуществлять валютные интервенции, и, соответственно, таргетирование инфляции, сбалансированность бюджета — все это остается неизменными", — добавил премьер.
Он подчеркнул, что Россия даже в условиях санкций должна следовать своим курсом, развивая современную рыночную экономику.
"Санкции пройдут, мы как-то договоримся рано или поздно, так всегда было в истории человечества, а курс менять нельзя… Пока мы с пути не сбились, надеюсь, что и дальше этого не произойдет", — сказал Медведев.
Резать по живому, но не по гражданам
Говоря о сложившейся в стране экономической ситуации и реакции на нее властей, Медведев признал, что "определенные корректировки потребуются".
"Они (корректировки) действительно обусловлены в значительной мере внешними факторами. Мы будем решать эти задачи в некоем узком "коридоре возможностей". В условиях лимитированных финансовых ресурсов и частичных ограничений на технологические возможности", — сказал он.
Одним из вариантов решения этой проблемы глава кабмина назвал "резкое сокращение всей расходной части федерального бюджета".
"Путь самый очевидный, самый простой и, конечно, самый противный, самый болезненный, потому что приходится резать по живому. Но я напомню, что наша страна, по Конституции, социальное государство, и вне зависимости от трудностей, которые испытывает бюджет, мы никогда не сокращаем социальных обязательств. Все социальные обязательства будут выполнены совместными усилиями федерального центра и регионов", — заверил он.
Премьер уточнил, что будут "оптимизированы те статьи бюджета, исполнение которых может быть более эффективным при грамотно выстроенном администрировании".
Вместе с тем Медведев не стал винить во всех проблемах лишь санкции, хотя признался, что "для любого правительства было бы серьезным искушением свалить трудности в экономике на внешние обстоятельства".
"Санкции — это удобный повод говорить, что во всем виноваты наши недруги. Но будем честными — у нас есть ряд внутренних проблем, которые не дают развиваться нам быстрее. Это, прежде всего, инфраструктурные ограничения, это низкая динамика инвестиций. Ну и серьезное обновление необходимо большинству сложившихся в России институтов", — добавил премьер, не уточнив, какие это институты.
Он подчеркнул, что ситуацию с санкциями можно и нужно использовать, чтобы дать новые возможности для роста российским секторам экономики — пищевой, фармацевтической промышленности, предприятиям авиа- и судостроения, ракетно-космической промышленности, радиоэлектронного комплекса, автомобилестроения.
"С нашей стороны такой, к сожалению, "вынужденный протекционизм", на который бы мы при других условиях не решились, но нас поставили в такую ситуацию. И в этой ситуации мы такой шанс упускать не будем", — сказал Медведев, выступая на сочинском экономическом форуме.
Он напомнил, что правительство до конца сентября утвердит двухлетние планы содействия импортозамещению в промышленности и АПК.
Сигналы премьера
По мнению первого вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, Медведев в своем выступлении в Сочи подал знак Западу о том, что нужно договариваться и отказываться от политики санкций.
"Это такие сигналы Западу: давайте договариваться, откажитесь от положения своей политики в отношении России, все равно она не эффективна. Думаю, это скорее адресовано не столько политикам, сколько предпринимателям, что российские рынки могут для них закрыться, и еще в больше степени раскрыться для китайцев, другие страны могут прийти", — пояснил политолог.
Эксперт считает, что в речи премьер-министра прозвучал призыв к западным компаниям, чтобы они оказали влияние на свои правительства.
В свою очередь директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов полагает, что речь премьер-министра была направлена и для аудитории в России, которой был дан сигнал о необходимости "перенастраивать внутренние механизмы взаимодействия".
"До сих пор даже внутри страны экономические агенты общались с участием глобальных механизмов. То есть мы использовали в расчетах как абсолютную величину доллар или евро. Мы привязывали собственный курс национальной валюты, да и просто надежды какого-то экономического успеха к доллару и евро… Сегодня, очевидно, нам предстоит перенастройка собственной экономической системы, в том числе в сторону Азии", — пояснил Мартынов.