МОСКВА, 16 сен – РИА Новости. Синод епископов Римско-католической церкви, который состоится в начале октября этого года, обсудит вопросы брака, развода и контрацепции, а также выработает новые подходы к тому, каким образом и с каких позиций следует говорить об этом современному человеку и миру, сообщил РИА Новости директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.
Католический священнослужитель особо подчеркнул, что нынешнее заседание Синода — первое за более чем годовой понтификат папы Франциска, и тема семьи и связанных с ней проблем избрана не случайно.
"Одна из проблем современности — те стереотипы, которые существуют в обществе. Например, папа Франциск на днях преподал таинство брака парам в соборе Святого Петра. Мы не ожидали увидеть ту реакцию, которую вызвало это редкое событие. В последний раз пары самолично венчал папа Иоанн Павел II в год 2000-летия христианства. Однако на этот раз СМИ восторженно написали не о самом событии, а о том, что папа сочетал браком грешников", — отметил Кирилл Горбунов.
Ранее сообщалось, что 14 сентября в Ватиканской базилике папа Франциск возглавил богослужение с таинством брака, а среди венчающихся один из женихов имел за плечами развод, а одна из невест оказалась матерью-одиночкой с дочерью, рожденной вне брака. Это дало повод думать, что католическая церковь под руководством папы Франциска начинает считаться с тем фактом, что множество католических пар сожительствуют перед браком, используют контрацептивы, способны разойтись и вступить в повторный брак, даже не помышляя о церковной процедуре развода.
Брак – священная вещь, данная грешникам
Директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве подчеркнул, что вопросы таинства брака и учения о семье реформированы святым Престолом в ближайшее время не будут.
"Основная задача предстоящего Синода — показать людям в церкви и, по возможности, всему миру, что брак и семья — это божественная и священная вещь, но она дается грешникам, простым людям», — подчеркнул священник. Он пояснил, что сегодня многие люди, которые пережили неудачу в первом браке и из-за невозможности заключить повторный церковный брак, вынуждены жить в гражданском союзе, боятся приходить в церковь, ожидая осуждения как со стороны верующих, так и со стороны духовенства.
"Еще несколько лет назад папа Бенедикт XVI, встречаясь с такими семьями, говорил им, что с точки зрения церкви, они, конечно, находятся в состоянии греха и не могут приступать к таинствам. Однако они не перестают быть детьми церкви, и церковь всегда их ждет, считая частью своей семьи. Поэтому сегодня необходимо продумать, как и каким образом устроить пастырство этих людей, какова возможная степень снисхождения к их состоянию. Не к греху, как к таковому, поскольку к греху не может быть никакого снисхождения, а к ответственности этих людей перед тем положением, в котором каждый из них оказался", — пояснил Кирилл Горбунов.
Возвращаясь к вопросу о венчании папой Франциском разведенного мужчины, священник уточнил, что с точки зрения канонического права, папа не совершил никаких нарушений. "Мне неизвестна его биография, но очевидно, что речь идет о человеке, чей прежний брак был признан недействительным, поскольку расторгнуть действительный брак, заключенный в церкви, с точки зрения католического учения, не может никакая власть, и даже папа не может этого сделать. Поэтому, если речь идет о человеке, чей предыдущий брак был признан недействительным, он может снова заключить церковный брак", — добавил собеседник агентства.
Среди союзов, которые с точки зрения церкви могут быть признанными недействительными, он назвал фиктивный брак, брак, заключенный под угрозой физического или психологического насилия, а также когда есть какое-либо серьезное препятствие к браку, которое было умышленно скрыто, — например, неспособность к супружеской близости.
Несмотря на развитие современного мира Римско-католическая церковь остается на жестких позициях и в отношении средств контрацепции, продолжает католический священник. "Ничто не указывает на то, что Церковь планирует отказаться от учения, что любая форма контрацепции является преступным вмешательство в целостность союза между мужем и женой. Любые сексуальные отношения между мужем и женой должны быть открыты для продолжения рода. В этом смысле у брака две функции — с одной стороны укрепление близости между мужем и женой, с другой — продолжение рода. Ни одна из этих функций не может быть отделена от другой", — подчеркнул Кирилл Горбунов.
Учение останется неизменным, а язык и подача поменяются
Несмотря на то, что традиционное учение католической церкви останется неизменным, в том числе и благодаря предстоящему Синоду епископов поменяется подача, а, следовательно, и восприятие многих католических постулатов в обществе.
"Папа Франциск не однажды призывал к тому, что церковь не должна быть зациклена на теме осуждения: осуждения контрацепции, осуждения абортов и прочего. И это верно. Христианская жизнь не должна быть сосредоточена на грехе, а должна быть сосредоточена на благодати и добродетели. К сожалению, многие и верующие, и священники живут размышлениями о грехе и том, как его избежать. Но главной должна быть позитивная весть. И в этом и заключается задача современной церкви — как сегодня научиться говорить на таком языке, чтобы Евангельские заповеди и вытекающее из него церковное учение не звучало как осуждение, ограничение человеческой свободы и даже насилие над человеческой природой", — отметил Кирилл Горбунов.
Он также подчеркнул, что папа Франциск не привнес ничего нового или реформистского в учение католической церкви, однако "его слова звучат совершенно по-другому", чем у его предшественников. "И в силу его личности, и в силу тех слов, которые он подбирает. И это удивительно, но множество людей стали приходить или возвращаться в храмы благодаря такому умению нынешнего папы. Это то, чему мы все должны учиться и ради этого стоит потратить и время Синода и силы епископата, чтобы научиться немного больше говорить на этом языке", — заключил директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве.