МОСКВА, 14 сен – РИА Новости. Торжество церковного новолетия — индикта, который православные верующие традиционно отмечают 14 сентября по григорианскому календарю, нисколько не противоречит, но даже дополняет праздник светского Нового года, отмечаемого 1 января с 1700 года, заявил РИА Новости наместник Высоко-Петровского монастыря Москвы, ректор Российского православного Университета игумен Петр (Еремеев).
"В силу того, что традиция богослужебного круга и суточного, и годового, Русской церковью была воспринята при крещении Руси от православной Византии, то, в том числе, и выделение в церковном календаре начала нового года с первого сентября, тогда стало нормой. На Руси до императора Петра I и принятого им решения о переносе начала Нового года на первое января, и в церковном и в государственном календаре, было принято исчислять начало Нового года 1 сентября подобно византийскому календарю", — заметил собеседник агентства.
Игумен Петр подчеркнул, что в православной церкви новолетие вписано "в концепцию годового круга церковных праздниках". "В частности, первый значимый праздник года по старому календарю — Рождество Богородицы в сентябре, а последний — Успение Пресвятой Богородицы в августе. Получается что год начинается рождением в мир Девы Марии, а завершается ее восхождением от земного мира в мир вечного царства Божественного Сына. Поэтому сам по себе церковный календарь имеет очень много смыслов, которые очень тесно переплетались с народными традициями", — добавил он.
Ректор РПУ также напомнил, что в самой Византии в день индикта совершалось особое богослужение, за которым "служащие архиереи за литургией даже исходили из храма для совершения особых молитвословий о Церкви и отечестве, а верующие в этот день просили у Бога благословения на предстоящие труды и благодарили за год завершающийся".
Впрочем, продолжает наместник столичного монастыря, такие молитвы православные возносят и сегодня не только в день индикта, но и в канун января. "Когда мы совершаем 31 декабря новогодний молебен, мы при этом вспоминаем завершающийся год, подводим определенную черту тех или иных свершений и начинаний. Поэтому эти два праздника — новый год и церковное новолетие — индикт, нами воспринимаются и хранятся, как не просто дань прошлому, но как сокровище живого церковного календаря. Служба 14 сентября и новогодний молебен в конце декабря в сознании человека православного дополняют друг друга", — заключил собеседник агентства.
Любопытно и то, что в иудаизме все главные события этой религии совершались также в сентябре. Из Пятикнижия известно, что именно в седьмом месяце эйтаним (сейчас тишрее), который частично приходится на сентябрь, Ноев ковчег остановился на горе Арарат, пророк Моисей получил скрижали завета, было совершенно освящение первого Храма, созданного царем Соломоном, и именно с этого месяца в древнем Израиле начинали счет годам, особый для каждых пятидесяти лет. Возглавляющий этот месяц праздник рош-а-шана, который переводится с иврита как "голова года", посвящен завершению Богом сотворения мира и создания первого человека – Адама.