МОСКВА, 12 сен — РИА Новости, Тимур Хурсандов. Режим прекращения огня на востоке Украины длится ровно неделю. За эти семь дней стрельба под Луганском и Донецком не прекращалась, но если сравнить с тем, что было совсем недавно, то это, конечно, мир. Теперь все чаще звучит вопрос — а что дальше? Всем ясно, что неустойчивое перемирие между Киевом и ополченцами долго не протянет, если не будут сделаны следующие шаги.
А их — к лучшему или худшему — ждать, видимо, осталось уже недолго. По мнению экспертов, многое решится в начале следующей недели — президент Украины Петр Порошенко пообещал, что 16 сентября внесет в Верховную раду законопроект, определяющий статус Донецкой и Луганской областей.
Украинский лидер заявил, что будет предусмотрено расширение полномочий этих регионов, но ни про какую федерализацию или отчуждение речи не идет. "Создание ДНР и ЛНР в документе (минском соглашении) не предусматривается вообще. Предусматривается статус этих регионов в составе Украины", — сказал он.
Представители самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик уже выразили свое несогласие, заявив, что их интересует только независимость. Однако судя по тому, что после таких полярных заявлений не последовало не только разрыва соглашения о прекращении огня, но и сколь-нибудь значимой активизации боевых действий, место для торга есть. Во всяком случае, на время — пока всем сторонам нужна передышка.
А затем, считают эксперты, у Киева и непризнанных республик есть три основных варианта.
Фигура первая: пессимистичная
Естественно, после нескольких месяцев военных действий, одного неудавшегося перемирия и постоянных провокаций большинство слабо верит в благоприятный исход нынешнего затишья на востоке Украины. Так, директор Украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов считает, что бои скоро возобновятся с новой силой.
"Самым вероятным сценарием, к сожалению, является сценарий продолжения войны. Скорее всего, боевые действия могут возобновиться на будущей неделе", — сказал он РИА Новости.
По словам эксперта, уже сейчас можно сделать вывод, что идеи федерализации в Киеве по-прежнему не воспринимаются. "Не упомянул Порошенко даже о столь любимой им децентрализации. Скорее всего, основной смысл законопроекта — мирное возвращение этих территорий под суверенитет Украины. Думаю, с такими формулировками представители ДНР и ЛНР почти наверняка не согласятся", — отметил Денисов.
Он прогнозирует, что вскоре после принятия закона о статусе ДНР и ЛНР произойдет какая-либо провокация, и тогда война на востоке Украины начнется с новой силой.
"Опять же, как сказал Порошенко, и это подтвердил министр обороны, сейчас украинская армия производит переформатирование на востоке Украины, никто оттуда не уходит, наоборот, направляются резервы, подводятся новые части… К сожалению, на мой взгляд, все это говорит о том, что на следующей неделе война возобновится, кровопролитие продолжится", — подчеркнул эксперт.
"Тут можно вспомнить о 15 пунктах мирного плана Порошенко, который стал фактически ультиматумом. Точно так же и с этим законом — если он не будет учитывать никаких требований и интересов жителей востока Украины, Донбасса, то это будет очередной ультиматум, закон-ультиматум. И он будет принят только для того, чтобы его отверг Донбасс", — добавил он.
С ним согласен и другой политолог Владимир Корнилов. "Насколько я понял, обе стороны конфликта готовятся именно к этому (силовому — ред.) сценарию", — сказал он РИА Новости.
Эксперт констатировал, что переговорные позиции сторон по-прежнему сильно расходятся и какого-то движения навстречу друг другу пока незаметно.
"Это свидетельствует о том, что на ближайший мир надеяться очень сложно. Для достижения этого мира Киев должен идти на шаги, крайне непопулярные среди "партии войны" и ультранационалистов. Однако назначенные на октябрь "выборы" ограничивают Киев в совершении непопулярных шагов", — заключил Корнилов.
Ни мира, ни войны
В этих условиях шагом вперед был бы любой промежуточный вариант, обеспечивающий отсутствие военных действий.
Корнилов подчеркнул, что перемирие на Донбассе действительно хрупкое, в любой момент оно может быть нарушено, в частности, со стороны так называемых добровольческих батальонов украинских силовиков, которые фактически не подчиняются Киеву. "Одной спички достаточно, чтобы конфликт разгорелся с новой силой", — уверен он.
"Да, Донбасс мечтал бы превратиться в современный Нагорный Карабах, где хотя бы никто никого не бомбит на данный момент", — считает Корнилов.
Так что, по его мнению, превращение самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, — не такое уж плохое развитие событий.
Со своей стороны замгендиректора Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Александр Караваев отметил, что в случае "замораживания" конфликта Луганск и Донецк могут даже иметь некоторые преимущества по сравнению со своими "коллегами" из Приднестровья и Нагорного Карабаха.
"Эти две области действительно обладают с экономической точки зрения наиболее полноценно развитой инфраструктурой по сравнению с аналогичными образованиями на постсоветском пространстве", — сказал он РИА Новости.
В то же время эксперт подчеркнул, что и экономическое выживание ЛНР и ДНР и возможность "замораживания" конфликта вокруг них в целом во многом зависят от РФ.
"Готова ли Москва к тому, чтобы получить на постсоветском пространстве новое квазинезависимое государство? Здесь много вопросов", — указал он.
Против этого варианта, пожалуй, говорит то, что согласия относительно путей урегулирования украинского кризиса нет в международном сообществе. Конфликтом в Нагорном Карабахе занимается Минская группа ОБСЕ во главе с Россией, Францией и США, созданная по решению Совета Безопасности ООН. В Приднестровье стоят миротворцы, введенные туда по взаимному согласию сторон, пусть с перебоями, но работает формат 5+2 (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина плюс ЕС и США в качестве наблюдателей). На Украине на такое сотрудничество, во всяком случае на данном этапе, рассчитывать вряд ли стоит: слишком полярными оказались взгляды на обстановку в этой стране у РФ и Запада.
Единая Украина?
В частности поэтому некоторые эксперты уверены, что никакого промежуточного этапа в урегулировании конфликта на востоке Украины не будет. Например, директор украинского Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что Киев и ополченцы сумеют договориться и без этого.
"Думаю, вероятнее всего сценарий, при котором ДНР и ЛНР остаются в составе Украины в особом статусе. В интересах России иметь Украину в нынешних территориальных границах, единую Украину", — сказал он РИА Новости.
Он уточнил, что если непризнанные республики отделятся или произойдет "замораживание" конфликта, вся остальная Украина станет национально однородной и антирусской, прозападной и пронатовской.
"Это, конечно, для России самый плохой сценарий. Если бы речь шла не о небольшой части Донбасса, а обо всей Восточной Украине, то такой вариант еще мог бы рассматриваться. Но эта маленькая часть Донбасса в "замороженном" состоянии, а вся остальная Украина становится прозападной — это (для России) сценарий на грани катастрофы", — уверен эксперт.
Поэтому, по его мнению, Россия будет делать все для того, чтобы республики оставались областями с особым статусом в составе Украины.
"И в этом смысле интересы Кремля и интересы украинской власти и украинского общества, которое выступает за территориальную целостность Украины, геополитически совпадают", — отметил Карасев.
На Украине 22 февраля произошел государственный переворот, но ряд юго-восточных регионов не признали легитимность новых властей, здесь начались митинги сторонников независимости, против которых киевские власти начали в середине апреля военные действия с применением авиации и бронетехники. В Москве эту спецоперацию, которая уже привела к многочисленным жертвам, назвали карательной и призывают Киев немедленно ее прекратить.
Пятого сентября в рамках заседания трехсторонней контактной группы (Россия — Украина — ОБСЕ) по урегулированию украинского кризиса в Минске киевские власти и самопровозглашенные ДНР и ЛНР достигли ряда договоренностей, прежде всего о прекращении огня на востоке Украины. Основные положения перемирия устанавливают прекращение боевых действий и обмен пленными. При этом противоборствующие стороны, в соответствии с подписанными соглашениями, остаются на позициях, которые занимали на момент объявления о прекращении огня.
Как США и Евросоюз ввели санкции против российских политиков и бизнесменов
США и ЕС не признают присоединения Крыма к России и обвиняют Москву во вмешательстве в дела Украины. Россия это отрицает и называет подобные обвинения неприемлемыми. Западные страны с марта уже несколько раз вводили санкции в отношении ряда российских политиков, бизнесменов и компаний и угрожали расширить ограничительные меры. Последним случаем применения подобной практики стали сентябрьские санкции.
Полный список российских граждан и компаний, попавших под санкции, — в материале РИА Новости >>
Как Россия ответила на санкции Запада
Президент России Владимир Путин 6 августа подписал указ о применении отдельных специальных экономических мер для обеспечения безопасности. Импорт ряда товаров из стран, которые ввели санкции в отношении Москвы, ограничен на год. В соответствующий список попали говядина, свинина, фрукты, птица, сыры и молочная продукция, орехи и другие продукты. Полный список запрещенных к ввозу в Россию продуктов — в справке РИА Новости >>
Позднее из списка были исключены товары, которые по той или иной причине России трудно заместить.