МОСКВА, 11 сен — РИА Новости. Туристические компании РФ не успели адаптироваться к новой экономической ситуации в стране и в мире и к снижению спроса на туристический продукт, — в результате многие игроки были вынуждены уйти с рынка в самый разгар сезона. Такое мнение высказала в интервью РИА Новости исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
С середины лета уже около десятка российских туркомпаний приостановили работу. Первой в июле стала одна из старейших отечественных туристических компаний, петербургская "Нева". Позже ее судьбу повторила московская "Роза ветров Мир", затем — петербургский "Экспо-тур". Позже о приостановке деятельности объявили "Лабиринт" и "ИнтАэр". С начала сентября уже две компании сделали аналогичные заявления — "Солвекс-Турне" и "Южный крест".
Представитель АТОР отметила, что уже с 2010 года туристические компании вели достаточно агрессивную конкурентную борьбу за клиентов, главным оружием в которой была низкая цена.
"Пока наблюдалось увеличение спроса, такая ущербная модель работала. Но все понимали, что увеличение объемов продаж осуществлялось за счет снижения рентабельности бизнеса", — отметила Ломидзе.
По ее словам, уже с первых чисел февраля 2014 года очевидно обозначилось падение рынка. "На фоне такого падения сохранение прежней стратегии оказалось просто убийственным, но и отказаться от нее не получилось, потому что рынок не успел перестроиться. Были запланированы и проплачены довольно серьезные объемы по брони в отелях и авиационным блокам", — пояснила она.
Еще одним дестабилизирующим фактором, по словам Ломидзе, стали рекомендации для сотрудников силовых структур о невыезде за границу.
"Сразу появились многочисленные аннуляции уже забронированных туров. По нашим приблизительным подсчетам, только в этом сегменте рынок не досчитался порядка 1,5 миллионов клиентов — минус 15% по сравнению с 2013 годом", — добавила она.