МОСКВА, 9 сен – РИА Новости. Вызов так называемого «православия-лайт» или «гламурного», «глянцевого» православия, предусматривающего "затушевывание" и приспособление христианских идеалов к реалиям современной жизни и общественным установкам, может стать главным вызовом для верующих в ближайшие десятилетия, считает председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
По словам Чаплина, статья которого опубликована во вторник на сайте РПЦ, недавно во время дискуссии на одном из телеканалов ему напомнили про феномен «православия-лайт» — православия «модного, не выбивающегося из ряда трендов и брендов, популярных среди городских обывателей». «Не тревожащего совесть, не вступающего в противоречие с житейскими установками «нормального» современного человека. Включенного в «мир сей» и боящегося чем-либо всерьез противоречить установкам его граждан — особенно тогда, когда те начинают мелко трястись за земную жизнь, имущество, здоровье, формальный, внешний «мир» и прочие «твердые ценности», — пишет Чаплин.
Глава синодального отдела считает, что для православных христиан «вызов этого «православия» — не просто облегченного, а выхолощенного, оскопленного, лишенного соли земли — может стать главным в ближайшие десятилетия, если только Господь не переломит ход истории так, что обо всяком глянце и гламуре люди забудут в одно мгновение».
Христианский идеал, пишет Чаплин, прямо противоположен обывательскому, что ясно следует из Евангелия. «Назорейство, странничество, монашество, мученичество, христианское воинство, проповедь апостолов, равноапостольный подвиг христианских правителей, не побоявшихся переломить волю языческих толп, да и само Евангелие, начиная с Нагорной проповеди, — все это никак не помещается в рамки спокойной и сытой частной жизни, глобальной манипулятивной «демократии» или «самодовлеющего» рынка. В рамки общества, главная заявленная цель которого — торговать и потреблять», — пишет представитель РПЦ.
Чаплин считает, что «очень важно не забыть христианского идеала», «не дать размыть и заболтать его», «быть верными ему в слове и деле». «Ведь если человек проживает жизнь в духовной спячке, забывая Бога, полагаясь только на собственные силу, разум, власть, имущество, лучше было бы ему не родиться, и уж тем более лучше было бы ему пережить что-то, что эту ложную самоуверенность разрушит, даже если это будет страдание», — пишет он.
Как отмечает священнослужитель, «испытания — даже испытания страданием, болезнью, войной, лишением материальных благ, разрушением мирской «гармонии» — очень часто не есть зло, и именно потому они посылаются или попускаются Богом».
«…Нам нужно больше держаться евангельской правды и правды святых, а не рассказов о том, как якобы весело и беззаботно жить христианину в окружении модных вещей, милых людей, приятных фраз, «успокоительного» искусства, всеобщей толерантности и прочего духовно расслабляющего болота — может быть, лишь с легкой приправой из воскресного благочестия, состоящего не столько из участия в литургии, сколько из приятного времяпрепровождения на приходе, из пустых разговоров и взаимных похвал», — добавляет он.