МОСКВА, 3 сен — РИА Новости. Предложенный президентом РФ Владимиром Путиным план по разрешению ситуации на юго-востоке Украины, где продолжается вооруженный конфликт, объективен и нейтрален, но вряд ли будет реализован, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
План российского президента состоит из семи пунктов. В частности, Путин предложил прекратить активные наступательные операции вооруженных сил и вооруженных формирований ополчения, провести полноценный и объективный международный контроль за соблюдением условий прекращения огня, исключить применение боевой авиации против мирных граждан и населенных пунктов в зоне конфликта, организовать обмен пленными по формуле "всех на всех", открыть гуманитарные коридоры для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов.
Объективность и нейтральность
Директор международного института политической экспертизы Евгений Минченко охарактеризовал план Путина как "очень хороший". "Главное достоинство этого плана в том, что он абсолютно объективен, нейтрален. В нем нет преференций одной из сторон конфликта. Я считаю, что в этом одно из достоинств государственного деятеля — умение абстрагироваться от каких-либо интересов и предложить формулу, которая по идее устроила бы всех", — отметил эксперт.
Глава украинского Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко, в свою очередь, считает, что план Путина — это "определенная внутренняя договоренность, которая возникла в ходе переговоров между Путиным и Порошенко". "Другое дело — это пока предмет для согласования. Есть, судя по всему, предварительная договоренность, просто каждая из сторон ее интерпретирует по-своему. Здесь очень важно, чтобы действия были как с одной, так и с другой стороны", — отмечает киевский аналитик.
Киев хочет, но не может
Однако Минченко считает, что на данном этапе план не будет реализован. "Есть достаточно большое количество людей, которые заинтересованы в том, чтобы конфликт продолжался: есть бизнес-интересы, есть политические интересы, очень серьезное влияние оказывают предстоящие парламентские выборы на Украине", — пояснил эксперт. Например, эксперт отметил желание украинского олигарха, губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского "удерживать оба морских порта Украины — Одессу и Мариуполь". "План не будет принят не только в Киеве. В Украине сегодня махновщина, нет единого центра принятия решения. То же самое можно сказать о Западе — нет единой позиции в отношении этой ситуации", — добавил Минченко.
Президент украинского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко также ставит под сомнение исполнение Киевом плана Путина.
"В принципе всё логично, особенно то, что касается отвода войск. Я просто очень сильно сомневаюсь, что Киев захочет выполнить эти семь пунктов. Понятно, что, для того чтобы начать какие-то переговоры, необходимо прекратить огонь. Для того чтобы прекратить огонь, необходимо развести войска, чтобы они не находились на линии соприкосновения. Поэтому то, что предлагает Путин, в целом логично", — сказал эксперт РИА Новости в среду.
На вопрос агентства, будет ли план принят украинской стороной, Ищенко ответил, что думает, что нет. "Потому что Киев сейчас, даже если бы хотел, а может, он уже и хочет, не может принять никакой мирный план. Потому что вся группа социальной поддержки Киева, она ориентирована на войну, а не на мир. Принятие любого мирного плана и начало переговоров означает дестабилизацию обстановки в Киеве", — аргументирует он.
Глава киевского центра "Пента" Фесенко подчеркивает, что сейчас самая главная проблема — это территория, на которой надо зафиксировать статус-кво. "И с чем я могу согласиться, действительно очень важный пункт, это осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня. Потому что мы уже сталкивались с тем, что Украина в одностороннем порядке прекращала огонь. Сепаратисты постоянно нарушали это прекращение огня, обстреливали позиции украинских войск", — отмечает аналитик.
По его словам, "вопрос реального выполнения договоренностей принципиально важен". "Поэтому Россия должна брать на себя обязательства реальные, как минимум обязательства гаранта. Хотя бы зафиксировать прекращение огня. Об этом, я думаю, в принципе можно договориться. Главное теперь — выполнять договоренности", — подчеркивает Фесенко.