Максим Шалыгин, обозреватель МИА "Россия сегодня"
С самого начала украинского кризиса Запад обвинял Москву в военном вмешательстве, вооружённой агрессии в отношении Украины. Соответственно, и сама ситуация обсуждалась исключительно как российско-украинский конфликт, а не внутриукраинский. Слово "интервенция" не произносилось за отсутствием доказательств, а каждая ложь последовательно разоблачалась.
Россия с самого начала политического противостояния, переросшего затем в гражданскую войну, призывала к мирному разрешению конфликта и демонстрировала полную открытость по всем тревожащим Запад вопросам. Именно российская сторона выступила инициатором создания специальной контактной группы, в которую вошли представители Киева, республик Донбасса, России и ОБСЕ.
Конечно, пока это не прямые переговоры между сторонами конфликта. Но фигура экс-президента Украины Леонида Кучмы в качестве представителя Киева признана украинскими властями.
Право на переговоры
Важно, что спикер американского президента употребил именно слово "сепаратист", то есть "человек отделяющийся" (от латинского separatus — отдельный) в одной связке с упоминанием об "украинском правительстве". При этом Россия и ОБСЕ были отнесены к "международному сообществу". Это произошло впервые. До сих пор США требовали от России "вывести свои войска с украинской территории", по обыкновению не подкрепляя ничем свои обвинения. Теперь же Вашингтон признаёт "сепаратистов" как сторону в переговорном процесс, фактически — признаёт "отделяющихся".
Немногим ранее с заявлением выступил украинский министр иностранных дел Павел Климкин: "Сам факт таких консультаций в Минске является в целом положительным, поскольку длительное время было сложно организовать такие консультации из-за нежелания представителей так называемых ДНР и ЛНР принимать в них участие".
Оставим за скобками очередную ложь про нежелание представителей республик Донбасса вести мирные переговоры. Отметим главное: киевское руководство признаёт контактную группу приемлемым форматом для переговоров, и признаёт ДНР и ЛНР в качестве полноправных собеседников на этих переговорах. Это важно. Потому как до сих пор всё, что можно было услышать от киевских руководителей, "Путин, забери своих чеченцев".
Таким образом, Донецкая и Луганская народные республики стали признанными участниками переговоров о поиске выхода из украинского кризиса.
ДНР, ЛНР, Донбасс и несколько Новороссий
В последнее время можно заметить, что произошло некоторое наложение слов, определяющих территорию и государственность республик Донбасса. И может возникнуть не совсем верное впечатление, что все термины обозначают одно и то же.
Строго говоря, на любых международных переговорах жителей Донбасса могут представлять только правительства Донецкой и Луганской народных республик. Это право получено в результате референдумов 11 мая, когда подавляющее большинство жителей регионов проголосовали за создание ЛНР и ДНР. Это есть источник легитимности. Тот факт, что результаты референдума не признаются какими-то внешними силами, не имеет решающего значения. Результаты референдумов не оспариваются.
Добровольность голосования подтверждена многочисленными видеоматериалами. Не говоря уже о протоколах избирательных комиссий. Кроме того, ДНР и ЛНР активно выстраивают органы государственного управления. Работают парламенты республик. Структуры власти фактически контролируют ситуацию на местах. Из последних решений, как пример, переподчинение правительствам республик органов и учреждений образования. Случаи мародёрства и прочей уголовщины, о которых так любят рассуждать в Киеве, будут жёстко пресекаться.
Донбасс — это больше географическое понятие, которым последние полгода обозначают общую территорию Донецкой и Луганской народных республик. Или же — Донецкой и Луганской областей. В зависимости от политической оценки происходящих событий. Возможно, именно это слово и будет использоваться чаще всего на встречах Контактной группы.
Периодически сообщается о рассмотрении важных вопросов, требующих немедленного обсуждения. Например, в какой последовательности расположить цвета на флаге Новороссии. Отдельными людьми, пока ассоциируемыми с понятием "Новороссия", оказывается гуманитарная помощь конкретным людям, с неизменным отчётом в социальных сетях, встречи с представителями столичной интеллигенции и богемы.
Это тоже важно. Возможно, было бы неплохо подумать о создании каких-то благотворительных фондов на территории Конфедерации ДНР/ЛНР, которые бы совместно с Российским Красным Крестом и правительствами республик занимались вопросами гуманитарной помощи. Можно предположить, что такая работа и проводится, просто пока об этом не сообщается в прессе.
Слово "Новороссия" также часто используется для определения территории "Русского мира" в границах государства Украина. То есть Новороссия — это и Харьков, и Киев, и Одесса, и Днепропетровск, и республики Донбасса в том числе. В данном случае слово "Новороссия" — это политологический термин, не имеющий никакого прямого юридического отношения к Донецкой и Луганской народным республикам. Существуют также общественные группы, также не имеющие прямого отношения к ДНР и ЛНР.
Первый шаг к миру
Это не означает, что кто-то кого-то "сдаёт". Это обычная практика для начала переговоров. Ведь бессмысленно что-либо обсуждать, когда обе стороны демонстрируют жёсткие позиции. Необходимо понимать совершенно отчётливо.
Главная задача на нынешнем этапе — договориться о прекращении огня. Но переговоры могут просто не начаться без обозначения — пусть условной, даже эфемерной, но общей — переговорной повестки.
Одна сторона будет говорить о политической независимости на фоне бесспорных военных успехов. Другая сторона не может признать политического и военного поражения, особенно во время парламентских выборов. Значит, необходимо всем "сохранить лицо".
Тем более что ополченцы ДНР и ЛНР имеют юридические основания только на освобождение территорий своих республик. С моральной точки зрения ополченцы обязаны уничтожить тех, кто отдавал приказы на расстрел их родных и близких, уничтожал города Донбасса. Это можно понять. Ополченцы сегодня защищают свой дом и свою землю. Это право им вручил народ Донбасса, проголосовав на референдумах.
Но как будут выглядеть те же ополченцы, если вторгнутся на территорию Харьковской или Днепропетровской областей, где местные жители не провели референдумы? Если нет абсолютной поддержки населения, то не будут ли ополченцы выглядеть захватчиками? Ведь, необходимо признать, что во многих областях Украины сопротивление киевским властям сегодня организовано недостаточно. И пока нет достаточных оснований утверждать, что, в случае продвижения войсковых соединений ополчения "на Киев", в тылу будут обеспечены спокойствие и порядок.
Ещё раз повторю. Киевские власти, применяющие против мирных жителей тяжёлое вооружение, установки залпового огня, авиацию, кассетные бомбы — этот режим преступен. Виновных необходимо судить. Общественными организациями и правительствами ДНР и ЛНР собираются доказательства для передачи исковых заявлений в международные суды.
Сегодня главное — это остановить военные действия, прекратить огонь. Ведь его необходимо прекратить с обеих сторон. А для этого и Киеву необходимы аргументы для украинского общества, пребывающего сегодня в состоянии воинствующей истерики.
У президента Петра Порошенко уже требуют отставки руководства Генштаба и Минобороны. Ему необходимо победить на парламентских выборах 26 октября. Значит, он должен найти виновного в провале военной операции на востоке и заключить мир. Что-то подсказывает, что "чёрная метка" будет вручена г-ну Игорю Коломойскому.
Кто выступает соперниками Порошенко на выборах? Тимошенко? Яценюк? Ляшко? Тягнибок? С кем из названных людей Донбасс готов договариваться о мире? Кто из этих украинских политиков захочет договариваться с Донбассом и сможет выполнить условия мирного соглашения?
До Киева можно дойти, и ополчение — уверен — сможет победить. А потом что? В головах многих людей сидит весь набор глупостей, который только можно себе представить. Среди украинцев популярна обновлённая нацистская идеология? С этим-то что делать? Возможно, следует их предоставить самим себе. Но — одновременно — быть в готовности поддержать определённые процессы?
Впереди зима. Многие коммуникации разрушены. Кто и как их будет восстанавливать? Кто будет признан виновным в уничтожении инфраструктуры Донбасса? Понятно, что Россия своих не бросит, поможет денежными средствами, человеческими и материальными ресурсами. Но — насколько это справедливо? Ведь не Россия же разрушала города. В рамках работы контактной группы есть возможность обсуждать и эти вопросы.
Самое главное сегодня — это поддержать работу контактной группы. И не реагировать столь эмоционально на каждое заявление переговорщиков. Стратегическая задача определена — политическая независимость республик Донбасса. Теперь необходимо выработать политический путь достижения цели. Для этого можно рассматривать различные варианты, в том числе и так называемый "отложенный статус".
И, если ради прекращения военных действий, не теряя стратегической цели, будет необходимо согласиться на подобные условия — то так ли уж это неприемлемо?