Статья Икуо Камэяма, одного из ведущих японских исследователей творчества Ф.М.Достоевского, лауреата Медали Пушкина, в недавнем прошлом ректора Токийского института иностранных языков, а с 2013 года — ректора Нагойского института иностранных языков, опубликована в сентябрьском номере ежемесячного журнала Wedge и любезно предоставлена автором Россотрудничеству через его представительство в Токио.
Для продвижения своей идеи "нового евразийства" президент Путин в качестве первого знакового шага провел Олимпийские игры в Сочи. И в самый разгар этого события антироссийские силы на Украине совершили государственный переворот. Украинские события Путин воспринял как предательство, и можно представить себе степень его возмущения.
Объяснимо ли присоединение Крыма к России некоей "вспышкой путинского гнева"? Запад, к которому примыкает и Япония, сразу же прилепил России ярлык "исконного экспансионизма". Но ведь это неправда. В основе российского возмущения лежит память. Страшная память войны.
Это память наполеоновского вторжения, оставившего выжженную землю, память войны с фашистской Германией, унесшей более двадцати миллионов жизней. Эта же страшная память впечатана в широкие украинские степи, куда теперь могут прийти войска НАТО. Уверен, что именно эта память и стала для российского президента основным побудительным мотивом к присоединению Крыма. В сознании россиян это лишь очевидный акт самообороны.
До японцев это не доходит только потому, что Россия проигрывает в информационной войне. Референдум о присоединении Крыма был проведен законно и честно. Однако шло немало новостных материалов, создававших впечатление о фальсификациях.
Кто на самом деле хотел спасти обанкротившуюся украинскую экономику? Никто, кроме России. Путин предложил помощь в размере 15 миллиардов долларов. Америка не собирается предложить более полутора миллиардов.
Русская соборность
"Новое евразийство" Владимира Путина состоит в построении содружества, члены которого, имея хозяйственные связи, представляли бы собой и духовную общность. Чтобы это понять, нужно знать идею "всеединства", "соборности", присущую русскому менталитету. У Достоевского есть фраза: "Русские люди безгранично свободны потому, что находятся под властью неограниченного самодержавия". Между русским восприятием истории и идеей верховенства международного права имеется трагическое расхождение.
Для управления огромными пространствами Евразии требовалась огромная власть. Поэтому для России "всеединство", "соборность" — это вопрос жизни и смерти.
Советский социализм считался своего рода оплотом противостояния такой тенденции. Он был низвергнут. Но теперь везде и всюду пышным цветом расцвели идеи "собственной исключительности", эгоизма, господствует принцип "сильный ест слабого".
Путинское "новое евразийство" противостоит глобальной унификации ценностей, стремится защитить российскую идентичность. Тут и разразился "украинский кризис". Очень жаль.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции