Илья Ремесло, юрист
Тем не менее, вышедшее за рамки существующей реальности украинское командование призывает готовиться к "отечественной войне" и многотысячным жертвам собственного народа.
В данный момент возможны два сценария развития событий. Первый — продолжение "тотальной войны" с колоссальными жертвами — среди и комбатантов, и мирного населения Украины.
Второй вариант — привлечение миротворческого контингента для проведения операции на территории Украины. Это единственный выход из сложившегося положения, который позволит сохранить Украину в качестве государства.
Но насколько возможно в современных реалиях проведение такой операции?
Основное условие миротворческой операции — решение Совета Безопасности и согласие всех сторон конфликта
В соответствии с главой VII Устава ООН, Совет Безопасности ООН наделен исключительными полномочиями по поддержанию международного мира и безопасности, включая право принимать решения о проведении миротворческих операций. Статья 25 Устава ООН налагает на всех членов ООН обязательство подчиняться решениям Совбеза.
Следует учитывать, что Устав ООН позволяет заключать региональные военные соглашения и допускает использование миротворческого контингента региональных организаций (например, таких, как Организация Договора Коллективной Безопасности). Однако данные соглашения не должны противоречить обязательствам в рамках Устава ООН. Статья 53 отдельно подчеркивает, что никакие принудительные действия не могут предприниматься без полномочия Совбеза ООН.
Необходимым условием для назначения миротворческой операции является согласие сторон, вовлеченных в конфликт. Следует отличать миротворческую и принудительную операции. В рамках последней Совет Безопасности имеет право выдать санкцию членам ООН на одностороннее военное вмешательство для достижения поставленной цели.
Порядок назначения и проведения миротворческой операции регулируется так называемой "Общей доктриной миротворческих операций".
В каких случаях может быть назначена миротворческая операция
До принятия решения о проведении миротворческой операции Совет Безопасности проводит консультации со сторонами, вовлеченными в конфликт, а также (если позволяют условия безопасности) направляет миссию по оценке на территорию, где планируется проведение операции. Миссия осуществляет обзор общей обстановки, анализирует военную и гуманитарную ситуацию, оценивает возможности проведения операции "на месте", а также необходимые затраты.
При принятии решения о назначении миротворческих операций Совет Безопасности учитывает следующие обстоятельства:
— выполняется ли соглашение о прекращении огня и готовы ли стороны добиваться политического урегулирования в рамках мирного процесса;
— поставлена ли ясная политическая цель и может ли она быть отражена в мандате;
— имеется ли возможность сформировать четкий мандат операции ООН;
— можно ли в разумных пределах обеспечить безопасность персонала ООН, в частности — получить гарантии от основных сторон или группировок в отношении обеспечения безопасности персонала ООН.
Порядок проведения миротворческой операции
Непосредственное руководство миротворческой операцией возлагается на главу миссии, Департамент операций по поддержанию мира.
После принятие Советом Безопасности ООН решения о проведении операции, происходит кадровое формирование военного и полицейского персонала. ООН не располагает собственным военным контингентом. Его предоставляют по запросу государства-члены ООН.
При проведении миротворческой операции ее участники руководствуются следующими принципами:
— согласие сторон;
— беспристрастность;
— неприменение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.
Данные принципы взаимосвязаны, и подразумевают, что миротворческие силы должны оставаться нейтральной стороной в конфликте, воздерживаться от излишнего применения силы.
Ситуация на Юго-Востоке Украины как свидетельство несовершенства системы коллективной безопасности ООН
Основная причина такого положения — устаревшие нормы и механизмы Устава ООН, который изначально принимался в совершенно иной геополитической обстановке.
После крушения СССР и системы Варшавского договора в системе глобальной безопасности сложилась парадоксальная ситуация. Страны-участники НАТО по своему усмотрению и без согласия Совбеза ООН проводят интервенции, нарушающие суверенитет ряда государств. В то же время, когда в Европе возникает реальная ситуация, угрожающая стабильности и безопасности, эти же страны через Совет Безопасности блокируют меры, предпринимаемые Россией для разрешения конфликта.
И в первом, и во втором случае Совет Безопасности ООН превращается в пассивного наблюдателя попрания Устава ООН.
В современных геополитических реалиях коллективный способ разрешения военных конфликтов безнадежно устарел, и не может работать в принципе — слишком уж разнонаправленными являются интересы участников. Формально декларируемый принцип главенства Устава ООН над всеми иными военными соглашениями вступает в противоречие с реальностью, поскольку страны НАТО воспринимают институты ООН как средство для проведения собственных интересов.
Пока существовал СССР и Варшавский договор, этому давлению можно было противопоставить реальную систему региональной безопасности. Видимо, и сейчас единственным путем к нормализации международной обстановки является переход от мнимой системы глобальной безопасности к реально работающим региональным системам, в которых страны-участники вместо сеяния мирового хаоса будут кровно заинтересованы в сохранении мира на своей территории.