МОСКВА, 2 сен — РИА Новости. Стимулирование экономического роста в условиях дефицита рабочей силы и недостаточно благоприятного бизнес-климата вряд ли окажет значимый стимулирующий эффект на инвестиции в реальную экономику; а сценарий с высоким ростом экономики и сдерживанием инфляции методами монетарной политики не реализуем, считает первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева.
Правительство РФ лихорадочно пытается найти способы оживления российской экономики, рост которой стремительно замедляется. Руководители Минэкономразвития неоднократно призывали ЦБ, который из-за ускорения инфляции не спешит снижать ключевые ставки, разделить ответственность за поддержание экономического роста и предлагали законодателям наделить регулятора соответствующим мандатом.
"В условиях низкой безработицы и высокой загрузки рабочей силы, то есть ее дефицита, а также недостаточно благоприятного бизнес-климата снижение ставок вряд ли окажет значимый стимулирующий эффект на инвестиции в реальную экономику. Даже если он и будет, то весьма краткосрочный, а в среднесрочной перспективе темпы роста останутся низкими", — пишет Юдаева в своей статье, опубликованной в журнале "Вопросы экономики".
По ее мнению, более мягкая монетарная политика регулятора могла бы создавать риски финансовой нестабильности в стране.
Так, Юдаева считает, что если бы Банк России не повышал процентные ставки на протяжении последних месяцев, инфляция сейчас была бы выше 7,5%. "И скорее всего продолжала бы расти не только в связи с запретами на импорт продовольствия. Валютный курс если бы и стабилизировался, то на других уровнях. А проблема дефицита обеспечения и, возможно, кризиса ликвидности проявилась бы в полной мере, и ЦБ РФ рисковал утратить контроль над рыночными ставками", — указывает первый зампред ЦБ.
Отток капитала
По ее мнению, снижение процентных ставок регулятором в текущих условиях обусловят отток капитала. "Причем на фоне санкций он скорее всего примет форму не вложений на валютные счета в российских и зарубежных банках, а перевода сбережений в наличную валюту. Это вызовет новый виток инфляционно-девальвационной спирали, которая, в свою очередь, чревата негативными последствиями для экономического роста и инвестиций", — предупреждает Юдаева.
Она указывает, что в первом квартале текущего года, несмотря на ослабление курса рубля и роста инфляционных ожиданий инвестиции в основной капитал не росли, а, наоборот, резко сократились при низких процентных ставках. "Можно лишь догадываться, что было тому причиной: рост неопределенности, желание получить легкий доход от вложений в валюту, удорожание импортных машин и оборудования или все эти факторы, вместе взятые", — задается вопросом Юдаева.
Структурное замедление роста экономики
Первый зампред считает, что замедление экономического роста в России носит сейчас структурный характер. "Выбор сценариев на основе использования денежно-кредитной политики у России сейчас небольшой: это либо низкий рост и низкая инфляция, либо стагфляция, то есть низкий рост и высокая и растущая инфляция. Сценарий с высоким ростом и ограниченной инфляцией методами денежно-кредитной политики не реализуем", — уверена она.
Геополитические сложности и санкции усиливают необходимость укреплять макроэкономическую стабильность и снижать инфляцию в среднесрочной перспективе до согласованных ранее уровней, пишет Юдаева. "Только в условиях низкой и стабильной инфляции российская финансовая система останется привлекательной для внутреннего инвестора и не будет сжиматься в связи с оттоком средств в наличную валюту", — подчеркивает автор статьи.
Поэтому, считает она, постоянный пересмотр целей контрпродуктивен. "Важно лишь постоянно корректировать тактику, учитывая новые прогнозы и оценки рисков", — отмечает Юдаева.