1 сентября (19 августа по ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует день Донской иконы Божией Матери.
Празднование в честь чудотворной Донской иконы Пресвятой Богородицы установлено в память знаменательного события русской истории — Куликовской битвы 1380 года.
Икона Богородицы была написана в XIV столетии знаменитым иконописцем Феофаном Греком и первоначально хранилась в церкви Благовещения в казачьем городке Сиротин на Дону. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, под знамена князя Дмитрия (Донского) пришли и донские казаки, они принесли с собой икону Богоматери, взятую из Благовещенской церкви Сиротина.
Икона сражалась вместе с войсками, ее укрепили на древке как хоругвь, она прошла перед выстроившимися отрядами, а в разгар боев находилась в самом пекле, вдохновляя русских воинов. 8 сентября 1380 года русские одолели хана Мамая. После сражения донские казаки преподнесли икону великому князю Дмитрию. Икона, принесенная в дар великому князю в память о помощи Царицы Небесной в этой битве, была названа Донскою.
Дмитрий Донской принес эту икону в Москву и установил в Успенском соборе. Когда же построили Благовещенский собор Московского Кремля, Донская икона Божией Матери была перенесена в него.
Другой случай заступничества Богоматери произошел в царствование Федора Иоанновича. Когда в 1591 году крымский хан Казы Гирей, внезапно напав на владения Московского государства, подступил к самой Москве, царь вышел со своим войском и расположился на том месте, где после был отстроен Донской монастырь, взяв с собою и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. Одержав победу над татарскими войсками, царь велел поставить каменную церковь и поместить в нее чудотворную Донскую икону Богоматери. С этого времени икона стала почитаться как защитница от иноверных и иноплеменных врагов.
После обновления монастыря в период правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, обитель стала местом царского богомолья, и сюда 19 августа (по церковному календарю) совершался ежегодный крестный ход из Кремля.
Известны две древние иконы Донские, которые датируются концом XIV века: одна — большая, работы Феофана Грека, с изображением
Успения на обороте; другая — малая, подаренная в Троице-Сергиеву Лавру в память о благословении русского воинства на битву преподобным Сергием Радонежским.
В 1668 году иконописцем Симоном Ушаковым был выполнен список, стоявший до революции в Малом Донском соборе. Все три иконы в настоящее время находятся в Государственной Третьяковской галерее. В иконостасе Большого собора Донского монастыря, справа от Спасителя, находится копия древней большой иконы.
Раз в год, в канун 1 сентября, на несколько дней святыня доставляется в Донскую обитель, чтобы верующие могли помолиться перед ней.
По установившейся традиции в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери раз в четыре года Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает чин варения святого мира.
В 2010 году по благословению патриарха Кирилла день Донской иконы объявлен главным праздником православного казачества.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников