ДОНЕЦК, 29 авг — РИА Новости. Донецк по-прежнему находится в осаде украинских войск и под обстрелами артиллерии силовиков. Без воды и зарплат, под минами и "Градами" дончане пытаются жить повседневной жизнью и ждут, когда этот кошмар закончится.
Магазин не вернулся из отпуска
Впрочем, рабочий день редко бывает полным: офис находится в Киевском районе, который постоянно обстреливают силовики с территории донецкого аэропорта. Отсидевшись в подвале, женщины отправляются по домам.
Уезжать из города женщина не хочет: во-первых, придется бросить работу, во-вторых — у нее тут старенькая немощная мама. Старушка уже тоже два месяца не получает пенсию. На что женщины живут, Маргарита ответить затрудняется.
Банковская система в Донецке тоже парализована. Еще осталось довольно много мест, где можно расплатиться банковскими карточками, — кафе, продуктовые магазины, что немаловажно. А вот снимать наличность уже негде — банкоматы и отделения банков не работают.
Работают практически только продуктовые магазины — купить в городе что-то, кроме еды, уже проблематично. Модные магазины и кафе соревнуются в фантазии — как сообщить клиентам, почему они закрыты. Кто-то пишет: "в связи с ситуацией в городе". Кто-то сообщает на табличке, что "ради безопасности наших клиентов". Наконец, кто-то кокетливо сообщает, что "магазин в отпуске". Сроков окончания отпуска никто не сообщает.
Простые радости мобильной связи
Ассортимент продуктовых магазинов Донецка тоже заметно оскудел — посетителей встречают пустые полки и небогатый выбор. Впрочем, в некоторых районах Донецка вообще нет ни работающих магазинов, ни даже света и воды. Люди скрываются от бомбежек буквально по подвалам.
Одна из таких горячих точек — город Авдеевка, северный пригород Донецка. Несколько дней за него бились Нацгвардия и ополчение, город переходил из рук в руки. Достаточно набрать в Twitter поиск по названию города, чтобы прочитать, что волнует местных жителей.
"В Авдеевке заряжают телефоны по 5 гривен", — пишет один из пользователей, не сообщая, правда, где находится счастливая точка. Другой советует: "Связь МТС хорошо ловит на семафоре (р-н четырнадцатиэтажки), прямо на рельсах".
Правда, чтобы прочитать такое, надо все-таки, чтобы связь была и телефон был заряжен.
А вот с оплатой сотовой связи проблемы. Самая популярная просьба от местных, особенно из горячих точек — "закинуть денег на трубу". Терминалы, которыми обычно все пользуются, давно не работают.
Самим журналистам тоже с каждым днем все сложнее найти место, где можно оплатить мобильную связь, — в поисках работающего терминала приходится проходить по несколько кварталов.
"Джихад-мобиль" не роскошь, а средство
Улицы Донецка пустынны. Здесь мало пешеходов и гражданского транспорта, зато легко увидеть установки "Град" или легковушки без номеров с вооруженными людьми. Отсутствие номеров — это как раз отличительный признак, что перед тобою ополчение.
Иногда проезжают танки, оставляя белые следы гусениц на асфальте. Иногда с бибиканьем проносится грузовик с ящиками боеприпасов — спешит на передовую. Можно увидеть и "джихад-мобили", идея которых позаимствована у африканских туарегов и исламистов: в кузов пикапа ставится крупнокалиберный пулемет. Это очень эффективная и пронырливая "тачанка".
Однажды днем мины упали на улице Артема около торгового центра "Грин плаза" — это деловой центр города, полный фешенебельных магазинов (ныне закрытых). Погибли случайные прохожие. А на днях снаряды разорвались совсем в другом районе — на бульваре Шевченко. Погибла семья, ехавшая на машине с маленькими детьми.
И это, к сожалению, уже тоже стало горькой повседневностью.
К реке по воду
В местных троллейбусах надо не ждать кондуктора, а самому покупать билетик у водителя (1,5 гривны, то есть примерно 5 рублей) и тут же самостоятельно компостировать. Журналистка из Питера, не привыкшая к такой системе, делилась впечатлением: забыв купить билет, она ждала кондуктора, но дождалась контролера: обнаружив отсутствие билета, он оштрафовал журналистку на 10 гривен.
"Это какой-то сюр: вокруг рвутся мины, носятся машины с ополченцами, а меня штрафуют за безбилетный проезд!" — радовалась она.
Мэрия действительно работает исправно: только обстрелы затихают, как на улицы выходят коммунальные работники, которые подстригают и пропалывают газоны. Поливать улицы, правда, перестали из-за дефицита воды. Мэрия Донецка старается оставаться вне политики и подчеркивает, что лишь обеспечивает жизнь горожан.
А пока журналисты ходят друг к другу в гости в те гостиницы, где вода все-таки еще есть.
Еще одна примета времени — километровые очереди на заправках за газом. Бензина в городе пока хватает, а вот газ уже есть не везде. Автомобилистам часами приходится выстаивать, чтобы "покормить" своего "железного коня".
Темнота — друг диверсанта
После восьми вечера в Донецке темнеет, улицы полностью пустеют. Кроме машин ополченцев, на них не увидишь никого. Люди боятся диверсантов: недавно был случай, как практически из центра города силовики выкрали двоих сотрудников политотдела Минобороны ДНР. Через два дня те нашлись в плену в Харьковской области.
Такси вызвать практически невозможно: многие водители уехали из города. Приходится идти пешком, шарахаясь от вооруженных групп. И достаточно немного прогуляться по темноте, чтобы заметить еще одну простую и пугающую вещь: подавляющее большинство окон не горит. Люди покинули город.
А оставшиеся коротают вечера, подсчитывая, насколько меньше их стало за прошедший день. В среду в городе погибли 11 мирных жителей, в четверг — 15.
Развитие событий на Украине и в Новороссии: последняя информация, фото и видео с места, реакция и комментарии — в онлайн-репортаже РИА Новости >>