Рейтинг@Mail.ru
Медведев: необходимо изучить неизвестные страницы Первой мировой войны - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Медведев: необходимо изучить неизвестные страницы Первой мировой войны

Читать ria.ru в
Дзен
Медведев стал первым посетителем выставки "Взгляни в глаза войне", открывшейся в четверг в Новом Манеже в Москве.

МОСКВА, 28 авг — РИА Новости. Перед историками стоит задача продолжить исследовать неизвестные страницы Первой мировой войны, заявил в четверг премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

Медведев стал первым посетителем выставки "Взгляни в глаза войне", открывшейся в четверг в Новом Манеже в Москве. Экспозиция, в работе над которой приняли участие режиссер Павел Лунгин, документалист Елена Якович и архитекторы Евгений и Кирилл Асс, посвящена трагической истории Первой мировой войны — одному из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества.

Мы все переживаем за Стенина - Медведев на выставке Взгляни в глаза войне
Мы все переживаем за Стенина - Медведев на выставке "Взгляни в глаза войне"

Главной причиной войны, в которую было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств, стали противоречия между державами двух крупных блоков — Антанты (коалиция России, Англии и Франции) и Тройственного союза (коалиция Германии, Австро-Венгрии и Италии). Она коренным образом перекроила политическую карту мира и стала одной из самых масштабных и кровавых в истории. За время войны было мобилизовано около 73,5 миллиона человек; из них убито и умерло от ран 9,5 миллиона, более 20 миллионов было ранено, 3,5 миллиона осталось калеками. Наибольшие потери понесли Германия, Россия, Франция и Австро-Венгрия (66,6% всех потерь).

Война неизвестная и недооцененная

По мнению Медведева, перед историками стоят огромные задачи. Выставку в Новом Манеже он назвал значимым шагом по открытию забытых страниц истории России.

"Россия не была в числе победителей в той войне, но безусловной нравственной победой можно назвать то, что сегодня мы возвращаем огромный пласт исторической памяти, отдавая должное подвигу наших солдат и офицеров на фронтах этой войны. Очевидно, что перед любителями истории, перед профессиональными исследователями стоят огромные и благородные задачи", — сказал премьер.

"Например, цифра наших потерь до сих пор точно не установлена. Никогда этим не занимались серьёзно, а ведь это судьбы наших дедов и прадедов, прошлое многих российских семей. Кропотливая повседневная работа над открытием забытых или неизвестных страниц нашей великой истории в этом направлении должна быть продолжена", — считает он.

В эти дни отмечается столетие начала Первой мировой войны, что, по словам премьера, является еще одним поводом оценить ее последствия для всего мира.

Отметив, что в ходе этой войны впервые было применено оружие массового уничтожения, а Европа столкнулась с колоссальными разрушениями, в том числе и моральными, Медведев подчеркнул: "Гуманитарная себестоимость была беспрецедентной. Готовность не считать потерь, небывалая до той поры жестокость в обращении с пленными, насилие над целыми народами — по сути, эта война покончила с прежними боевыми традициями".

Разрушительными были и политические последствия Первой мировой войны, был дан старт целой эпохе революций, а все это, в конечном счете, обеспечило приход к власти мечтавших о реванше нацистов, которые развязали Вторую мировую войну, сказал премьер.

По его мнению, все, чем отметился XX век, во многом произошло в результате Первой мировой войны. "Это и небывалое ускорение шага истории, и бум технических открытий, связанных, в том числе, и с военной техникой, литературой и искусством нового антивоенного сознания, формированием информационного общества", — перечислил глава правительства.

"Долгое время в нашей стране, во всяком случае, Первая мировая война была в тени последующих революционных событий. В отечественной исторической науке и в общественном сознании она оставалась неизвестной и недооцененной", — отметил премьер, добавив, что выставка "Взгляни в глаза войне" во многом восстанавливает историческую справедливость.

Получена после объявления войны

В выставочном пространстве всего три зала. Один раскрывает жизнь в последние дни мира накануне войны. Другой представляет собой аллегорию военного госпиталя и повествует о тыле, благотворительности и милосердии. Третий — это символичное представление организаторов о ставке командования и непосредственно поле боя.

Экскурсию для премьера провел директор Государственного архива РФ Сергей Мироненко. В первом зале он продемонстрировал Медведеву документальные свидетельства (фотографии, дневники, письма и телеграммы), запечатлевшие жизнь России и Европы в последние мирные дни. Среди экспонатов он сделал особый акцент на переписном листе, который император Николай II заполнил за себя и за свою семью. В графе "род занятий" последний монарх написал: "Хозяин земли русской". Мироненко заметил, что это было абсолютной истиной в случае с Александром III, но уже не было правдой по отношению к Николаю II.

Директор Госархива рассказал, что буквально накануне объявления войны кайзер Вильгельм и Николай II обменялись 17 телеграммами, где приводились заверения в дружбе и надежда на сохранение мира. В витрине выставлена последняя из них, где кайзер заверяет русского монарха, что не собирается вступать в войну. Рукой Николая II на ней сделана надпись: "Получена после объявления войны".

Каждый зал на экспозиции оборудован интерактивными панелями, у которых посетители могут более подробно ознакомиться со всеми представленными документами и получить дополнительную информацию, комментарии. Медведев посетил импровизированный кинозал, где в режиме нон-стоп демонстрируется четыре фильма-хроники. Один из них посвящен России накануне Первой мировой войны, другой — Николаю II и канцлеру Вильгельму. Третий фильм рассказывает о предвоенной Европе, а четвертый посвящен роковому выстрелу в Сараево.

В импровизированном госпитале председатель кабмина сразу отметил интересное дизайнерское решение. Мироненко обратил внимание премьер-министра на семейные фотоальбомы, которые делались членами семьи императора Николая II, прямо в тылу и на полях сражений. Императорская фамилия увлекалась фотографией, при этом царица и царевны работали в госпиталях медсестрами. Александра Федоровна даже сама проводила операции, а Татьяна и Анастасия перевязывали гнойные раны солдатам.

Мир, разрушенный войной

Еще один раздел выставки был посвящен предвоенному искусству. Глава РОСИЗО Зельфира Трегулова рассказала председателю правительства о представленных графических работах Натальи Гончаровой и Ольги Розановой, которые символизируют мир, разрушенный войной. Здесь же экспонируется уникальная картина Василия Васнецова "Архангел Михаил". "Это символическое изображение духовности России, попирающей врагов", — отметила Трегулова.

Медведев также осмотрел часть экспозиции, посвященную фронту и ставке. Организаторы выставки решили выстлать пол ржавым листовым железом, чтобы создать ощущение войны и пребывания на фронте. Медведеву продемонстрировали интерактивные карты движения войск, разделенные по определенным датам, а затем показали интерактивную панель, где высвечивались портреты героев Первой мировой войны.

Затем он осмотрел работы российских и зарубежных художников, посвященные событиям того времени. Медведев задержался у картины Кузьмы Петрова-Водкина "На линии огня", где изображен офицер, в которого попала пуля. Также Медведев ознакомился с фотоматериалами и документами, которые находятся в витринах, имитирующих расположение окопов.

После осмотра второй части экспозиции Медведев поприветствовал иностранных послов, которые также приняли участие в открытии экспозиции.

В целом выставка произвела хорошее впечатление на премьер-министра. "Хорошая выставка и интересная, и хорошо, что используются и традиционные документы, и современные носители", — похвалил премьер.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала