МОСКВА, 28 авг — РИА Новости, Наталия Крючкова. Выставка "Взгляни в глаза войны. Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях и документах", которая открылась в московском "Новом манеже" в четверг, не только несет в себе большое количество информации, но и наполнена эмоционально, сказал журналистам автор драматургии проекта, известный режиссер Павел Лунгин.
Эта мультимедийная историко-документальная выставка отражает исторические события через подлинные документы, кинохронику, фотографии, письма, карты важнейших сражений, свидетельства очевидцев, открытки и плакаты, документы героев войны, предоставленные музеями и архивами России, Украины, Белоруссии, Сербии, Германии и Великобритании. В экспозиции представлено около 500 подлинных предметов, среди которых — уникальные документы, определившие ход истории ХХ столетия.
"Сейчас новая тенденция — привлекать режиссеров и драматургов к созданию выставок. Если раньше музей воспринимался как некий ангар, где собирают вещи и документы, то сейчас человек проводит в музее полтора-два часа, это соотносимо с длиной фильма или спектакля. Это значит, что он должен войти и прожить некоторый эмоциональный и познавательный момент", — рассказал Лунгин.
Он отметил, что организаторы выставки пытались сделать ее не только информационной, но и эмоциональной. "Это не только пространство музея, но и время музея. Сведение пространства и времени в драматургию — и надо думать, где зритель испытает катарсис, где он умилится", — пояснил режиссер.
По его мнению, Первая мировая — во многом библейская война: "С одной стороны, она определила новое время. Все, что потом было в 20 веке, открыла эта война. Технология пришла в искусство убивать — орудие массового поражения, отравляющие вещества, разрушение империй, начало национальных движений, перекройка карты Европы. Во всем этом есть что-то библейское — в большой степени это была братоубийственная война в таком вот библейском смысле, потому что все императорские семьи были тогда родственными".
Автор концепции выставки считает, что жизнь и судьба царской семьи символична — это были люди, которые за ту войну заплатили жизнью. "Очень интересно проследить, как они принимали участие в войне. Вот тут есть альбомы, там зал, условно называющийся "Госпиталь", в котором видно, что дочки (императора) прошли курсы фельдшериц, медсестер. Они реально умели и оказывали помощь раненым", — сказал Лунгин.
Он добавил, что не удалось реализовать на выставке все идеи — не хватило пространства. Например, одной из задумок было взять судьбу члена императорской семьи и линию жизни простого офицера — и проследить, как развивались их судьбы.
Выставка во многом мультимедийная, она использует огромное количество экранов, тачскринов и так далее. Еще интересное — я настаивал на этом, что на выставке должно присутствовать искусство. Потому что эта война сдвинула, пошатнула мир, и большинство форм авангардного искусства связаны с этим потрясением. Отсутствие форм, развал форм, новое трагическое восприятие действительности", — рассказал Лунгин. Так, на выставке есть картины "Германская война" Павла Филонова, "1914" Александра Шевченко, "Кратеры" Ричарда Карлайна, аллегории Натальи Гончаровой и другие работы.
"Мне кажется, что и "Черный квадрат" Малевича отсюда — это тот самый тотальный взрыв", — отметил автор концепции. Он добавил, что выставка пытается показать, как разрушительны и в то же время созидательны действия Первой мировой.
В одном из залов дизайнеры придумали неожиданное решение — они выстлали пол ржавым железом. Таким образом создается грохот, так что зрители испытывают чувство, словно оказались на поле боя. Кроме того, на выставке представлен уникальный экспонат — отсканированная копия Брестского мирного договора. Как рассказала глава "РОСИЗО" Зельфира Трегулова, это уникальная возможность ознакомиться с этим текстом, даже специалисты не имели к нему доступа.
Выставка "Взгляни в глаза войны. Россия в первой мировой войне в кинохронике, фотографиях и документах" завершится 28 сентября.