МОСКВА, 27 авг – РИА Новости. Представители всех христианских конфессий в России не допускают присутствия животных в храмах во время богослужений в отличие от протестантских общин Германии, практикующих благословение домашних питомцев в церкви: ранее стало известно, что в немецком Дортмунде прихожане протестантской церкви пришли в храм на богослужение вместе со своими любимцами: морскими свинками, собаками, кошками и даже с лошадью-пони; все животные получили благословение.
"Дня, когда можно приходить в храм с животными, у нас нет. Догматика говорит о том, что животные Царствие Небесное не наследуют. А храм есть отображение, маленький кусочек Царствия Небесного здесь, на земле", — сказал РИА Новости настоятель храма святого Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин сказал, что в православии присутствие животных в церквях недопустимо.
Царства Небнесного не наследуют
Той же позиции придерживаются и католики и протестанты России. "Разумеется, у животных нет той бессмертной души, души в полном смысле слова, которая есть у человека, поэтому сами по себе они не являются объектом спасения. В католической церкви в России, насколько мне известно, благословение животных внутри храма не практикуется", — отметил директор информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов.
При этом, по его словам, в некоторых странах есть традиция, например, в день памяти святого Франциска Ассизского (4 октября) и святого Антония Великого (30 января) приносить животных на богослужение, но их обычно благословляют рядом с храмом, а не внутри. Хотя в отдельных случаях могут сделать и исключение — например, из-за непогоды.
Российские протестанты домашних питомцев в храмы тоже не приносят, рассказал РИА Новости глава пресс-службы Российского объединенного Союза христиан веры евангельской Антон Кругликов. "Какого бы то ни было участия животных в богослужениях и даже просто их присутствия, как правило, не бывает. Может быть, что-то подобное происходит в сельских общинах, но и там обычно, если у кого-то питомцы, они остаются во дворе", — сказал Кругликов.
По его словам, животные Царство Небесное не наследуют, так как не сотворены по образу и подобию Божию. «Собственно, наличие духа и души – это основное отличие человека от животного», — подчеркнул он.
Молитва о домашних любимцев
Впрочем, Игорь Фомин отметил, что как миряне, так и священники могут в своих частных молитвах просить Бога за своих питомцев. "Молитва – это наша беседа с Богом, а в молитве можно говорить о многом. Когда ребенок просит что-либо у своих родителей, они же относятся к этому серьезно. А просьбы могут быть совершенно разные. Поэтому и какой бы смешной ни была наша молитва к Отцу Небесному, Он все слышит и видит, а выполнять или не выполнять – это уже прерогатива Отца», — отметил собеседник агентства.
С другой стороны, в православной церкви есть чин благословения стада, но происходит вне стен храма; ни "крестин", ни отпеваний животных в православии тоже нет, добавил он.
Могут быть спасены — для человека
По словам католического священника Кирилла Горбунова, есть богословы, утверждающие, что животные могут быть спасены для человека. "Есть довольно древняя традиция, которая говорит о том, что животные, как и вообще мироздание в целом, будут спасены ради человека и через человека", — отметил он.
Приверженцы этой гипотезы считают, что подобно тому, как мироздание, включая животных, из-за грехопадения Адама оказалось повреждено, так и через искупление человека во Христе оно вместе с ним будет спасено, пояснил священник.
"Поэтому есть осторожное предположение, что и животные могут участвовать в этом Небесном Царстве вместе с человеком, ради которого они на самом деле и сотворены. Это говорит об ответственности человека и перед мирозданием, и перед животными. Но это всего лишь богословская гипотеза, а не учение католической церкви", — подчеркнул собеседник агентства.