ТОМСК, 25 авг — РИА Новости, Элеонора Черная. Всего три дня понадобилось сотне плотников и столяров из России, Таджикистана и Казахстана, чтобы превратить несколько десятков деревьев в острог, мельницы, избы, причудливые фигуры зверей и сказочных персонажей. За работой мастеров наблюдали около 100 тысяч зрителей. Так под Томском прошел международный "Праздник топора".
Фестиваль-конкурс "Праздник топора" проходит в томском селе Зоркальцево с 2008 года. Главная его часть — конкурс плотницкого искусства. Параллельно работают выставки народного творчества, многочисленные концертные и развлекательные площадки.
Обло, комель, нагель
Почти сотня мастеров съехалась в село Зоркальцево под Томском на седьмой по счету "Праздник топора" — вдвое больше, чем год назад. Это мастера из Томской области, Кузбасса и других регионов РФ, а также Таджикистана и Казахстана.
Первые два фестивальных дня прошли без ажиотажа — в четверг и пятницу бригады трудились практически без зрителей. В субботу утром начали работать все площадки мероприятия. Желающих побывать на "Празднике топора" было так много, что автомобильные пробки начиналась у выезда из Томска, движение было затруднено почти все 20 километров до села Зоркальцево.
Счастливчики, которым удалось застать начальную стадию плотницких работ, слышали, как разговаривают между собой мастера. Уникальный профессиональный сленг: "Рубка углов стен в обло. <…> Кладем венцы комлями попеременно. <…> Сплачивание венцов с помощью нагелей…"
Рабочие бригады не отвлекались на публику, каждый мастер спокойно делал свое дело и, не выпуская из рук топора, расхваливал сибирский кедр.
"В жизни я делаю то, что и сейчас — занимаюсь деревянной скульптурой. Делаю на заказ. Люди хотят красоту, изюминку — я это делаю. Дома работаю с тополем, ивой, сосной, березой. С таким объемом кедра работаю в первый раз. Замечательный он — и целебный, и податливый, мягкий очень, пластичнее других пород деревьев", — рассказал казахстанец Константин Чайка.
"Посмотрите, мастер работает только босым, связь с землей хочет ощущать", — отмечает председатель жюри фестиваля-конкурса, известный томский скульптор Леонтий Усов.
Сказки, казачий острог и сердце
Жужжание электропил и стук топора не отпугнули от просмотра плотницких площадок томичей, пришедших на праздник с детьми. Малыши, перекрикивая шум инструментов, восхищались почти готовыми медведями и драконами, лосиной семьей и огромной мельницей. Маленькие зрители рассматривали, как мастер "оживляет" дерево, не заходя за красную оградительную ленту — никто не мешал мастеру творить.
Немало зрителей столпилось у площадки бригады из Семилужков (поселок под Томском). Четыре человека — настоящие казаки — возводят казачью сторожевую башню по канонам XVII века.
"В честь наших казаков-первооткрывателей строим острожную казачью башню. Сохраняем наши традиции. Пушки, костюмы, жернова с хлебом, самовар с сибирскими травами, будем петь русские частушки, не забывая русские традиции, культуру и русский дух", — рассказывает Владимир Ильин, воевода Семилуженского казачьего острога.
"В основном используем топор, это наша традиция. Мы делаем не художественную, диснеевскую, а настоящую русскую башню. Тут будут отверстия для пищального боя, сверху будет башня для боя. Вверху будет стоять культя — врагу кулак показывает. Бывает, ставят орла, а у нас будет культя. Чтобы знали — мы, русские, непобедимы!" — добавляет казак.
А мастер из Томска Евгений Гришель изготовил для конкурса огромное деревянное сердце. Как только плотник снял оградительную ленту, к его работе потянулась бесконечная очередь из числа зрителей, желающих сфотографироваться в обнимку с сердцем.
Другие площадки тоже стали объектом фотосессий. Женщины всех возрастов и комплекций забирались в ступу Бабы-Яги, мужчины и дети фотографировались рядом с ее хижиной. Чуть ли не каждый гость "Праздника топора — 2014" похвалил огромные деревянные скамьи и качели. Шустрые мальчишки носились по лестницам деревянного замка и пытались подкрутить колесо деревянной мельницы.
Праздник топора… и электропилы
Фестиваль показал, что профессиональные плотники и столяры владеют одинаково хорошо как топором, так и самыми различными электрическими инструментами. Председатель жюри Усов рассказал РИА Новости, что уже давно среди организаторов ходит шутка про "Праздник электропилы".
"Против прогресса не попрешь, пилой такие чудеса делают. Финны, которые были на конкурсе два года назад, когда увидели, что можно делать бензопилой, сказали, что это не "Праздник топора", а "Праздник электропилы". Да, мужик русский так ее освоил, так филигранно работает. Но без топора не обойдешься, он начало начал", — поделился Усов.
По его словам, в следующем году организаторы международного фестиваля-конкурса планируют ввести новую номинацию — для мастеров, которые работают без электроприборов.
Организаторы и гости фестиваля отмечали, что молодых участников конкурса плотников и столяров становится больше с каждым годом.
"Это уже не вымирающие профессии, а возрождающиеся. Это видно по составу участников. Молодые больше берут первых мест, чем старики. В прошлом году, например, первый приз увезли молодые барнаульцы. И потекли к ним заказы рекой, так что фестиваль — своего рода стартовая площадка", — рассказал Усов.
О том, что плотницкое дело приобретает популярность среди молодых, рассказал и мастер из Душанбе Абутолиб Хайдаров.
"Я преподаю в институте изобразительного искусства и дизайна Таджикистана. С 1981 года подготовил около 80 учеников по всей республике, и даже во Франции, Америке. Те, кто говорят, что наша профессия вымирающая, ошибаются. Молодежь идет, понимают молодые, что без дерева мы никуда", — говорит он.
"Не каждому дано быть плотником, резчиком. Это дар от Бога. Самое приятное в моем деле — с этой профессией я прошел полмира, очень много друзей приобрел. Много видел с близкого расстояния. Самое сложное — когда человек не хочет работать", — добавляет мастер.
Среди зрителей "Праздника топора — 2014" были и начинающие плотники. Ученик томского училища №20 Данил Арбузов рассказал, что все фестивальные дни наблюдал за работой конкурсантов.
"Здесь смотрю за творческой работой. Сам учусь семь месяцев, умею делать маски, шкатулки. Использую обычные стамески. Можно и пилой, всему можно научиться. Это дело прокормит. Берешь и делаешь. Сложно композицию сделать, надо быть художником. Я неплохо рисую", — поделился юноша.
"Наши корни"
Лучших жюри выбирало в пяти номинациях: "Резчик по дереву", "Индивидуальное мастерство", "Плотницкое мастерство", "Творческие фантазии", изготовление символа села Зоркальцево "Лосиная семья". Почти во всех номинациях победили сибиряки.
Как рассказал РИА Новости Усов, жюри было непросто выбрать лучших. "Члены жюри переругались, не разговаривают теперь друг с другом", — пошутил он.
Все конкурсные работы останутся там же, в "Околице". Все они, по замыслу областных властей, станут экспонатами создаваемого музея деревянного зодчества под открытым небом. "Это будет радовать глаз, и мы будем учить наших детей, чтобы они помнили и знали, как тут жили наши предки", — заключил губернатор Томской области Сергей Жвачкин.