Павел Борисов
Обращение компании "Роснефть" за государственной финансовой помощью было воспринято многими как сенсация. Еще бы: крупнейшая нефтяная компания мира пришла, можно сказать, с протянутой рукой к собственному правительству, лишь только где-то там, за океаном, решили не давать ей в долг. И ведь не просто хочет денег — просит ополовинить Фонд национального благосостояния (ФНБ), "копилку" на черный день!
"Сечин, очевидно, пришел к выводу, что теперь вправе определять государственную политику".
"Борьба за государственные деньги, якобы необходимые каждому в условиях экономической войны с Западом, переходит грани приличия".
"Сечин хочет забрать себе все, что страна копила для будущих поколений". Не останется, мол, ни на мост в Крым, ни на новые железные дороги, ни на разведение лосося…
А кто вообще сказал, что ФНБ должен расходоваться на лосося? И с чего это вдруг либеральная пресса печется о государственных деньгах? Впрочем, это эмоции. Для начала — цифры и факты.
Компания "Роснефть", 70 процентов которой принадлежит государству, попросила у этого самого государства полтора триллиона рублей (круглым счетом — 44 с половиной миллиардов долларов). Если верить утечкам, президент "Роснефти" Игорь Сечин предложил несколько (пять) способов поддержки компании, в том числе — выкуп за счет ФНБ новых облигаций "Роснефти" на означенную сумму.
В середине июля власти США ввели санкции в отношении, в том числе, "Роснефти". Американским банкам, а равно и финансовым структурам, ведущим операции через США, запрещено предоставлять ей займы более чем на 3 месяца. Европейские банки де-факто поддержали решение Вашингтона: многие из них присутствуют на американском рынке и не желают проблем с тамошними властями.
На конец июля чистые долги "Роснефти" составили как раз около полутора триллионов рублей. Долги эти образовались после прошлогодней покупки ТНК-ВР за 54 миллиарда долларов. Ради той сделки компания взяла кредитов у международной группы банков на 30 миллиардов долларов. В нынешнем и будущем году "Роснефти" предстоит пик выплат. И без рефинансирования долгов расплатиться будет сложно. А тут — санкции…
Иными словами, крупная российская нефтяная компания, действующая в абсолютно рыночном, "капиталистическом" ключе (наверняка, например, рассматривавшая перспективу перекредитоваться на открытом рынке для того, чтобы расплатиться по долгам), столкнулась с чисто политическими, произвольными ограничениями Запада. По сути, с недобросовестной конкуренцией. При этом — что важно — компания эта вовсе не перестала добывать и продавать нефть, то есть, получать прибыль и наполнять государственную казну, в том числе — ФНБ.
Согласно статье 96.10 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов бюджета, а равно и "доходов от управления средствами" ФНБ. Следующая статья гласит, что цель этого самого управления — "обеспечение сохранности средств и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Управление /…/ допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде". Получается, что просьба "Роснефти" соответствует как минимум букве БК РФ. А на самом деле, и духу — как отдельно взятого бюджетного документа, так и всего национального экономического тренда.
Будущие поколения могут спать спокойно. Никто ни в какую "бездонную бочку" деньги бросать не хочет и не будет. "Роснефть" просит одолжить деньги. Компания хочет быть должником своего правительства, а не чужих банков. То есть, деньги останутся в России. Они будут истрачены в интересах России, в интересах "обеспечения сохранности средств" ФНБ. И возвращены. Кто-то сомневается в платежеспособности "Роснефти"? В качестве предоплаты нефтяных поставок в Китай она не так давно получила от китайской госкомпании CNPC 17 миллиардов долларов. А всего только по этой сделке получит 70 миллиардов…
В прошлом году на уровне правительства обсуждалось расходование средств ФНБ на инфраструктурные проекты: еще одна кольцевая дорога вокруг Москвы, высокоскоростная магистраль в Казань, модернизация Транссиба и БАМа. И чем, скажите, хуже вложение в нефть?
В заключение вернемся к Бюджетному Кодексу: средства ФНБ "могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов: долговые обязательства иностранных государств /…/ и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций". В постановлении правительства от 19 января 2008 года эти "иностранные государства" даже перечислены: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Канада, Люксембург, Нидерланды, США, Финляндия, Франция и Швеция. По нынешним временам, по крайней мере, половина списка — самые верные "друзья" России. И где гарантии, что завтра или послезавтра они не придумают какие-то новые санкции, которые затронут "длинные" вложения Москвы в Старом и Новом Свете?
Кстати, свежий пример из разряда "sapienti sat" или "бей своих, чтобы чужие боялись". Одна очень солидная европейская страна — по всеобщему мнению, буквально локомотив ЕС — столкнулась недавно с неожиданной проблемой. ФРС США не отдает ей ее же золото. И даже показать его не хочет. А может, и нет его вообще, все распродано. И ведь так американцы ведут себя с союзником, что уж говорить о разных там "изгоях" или "империях зла". Так что с волками жить — по-волчьи выть. Или, если угодно, своя рубашка ближе к телу. И "Роснефть" тоже.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.