День Воздушного Флота России — профессиональный праздник авиаторов и работников авиационной инфраструктуры страны. Этот день отмечается в Российской Федерации ежегодно в третье воскресенье августа в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 28 сентября 1992 года "Об установлении праздника День воздушного флота России".
В 2014 году День Воздушного Флота России приходится на 17 августа.
Ранее, с 1933 года, этот праздник отмечался, как День Воздушного Флота СССР. Он был учрежден постановлением Совета народных комиссаров СССР от 28 апреля 1933 года "О праздновании дня воздушного флота Союза ССР" в честь выдающихся достижений учёных, авиаконструкторов, лётного и технического состава Военно-воздушных сил в деле укрепления обороноспособности Советского государства.
Проводить его предписывалось ежегодно 18 августа.
Праздник был установлен как для военных и гражданских авиаторов, так и для разработчиков и создателей авиатехники.
Указом Президиума Верховного совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях" дата празднования Дня Воздушного Флота СССР была перенесена на третье воскресенье августа.
В 1997 году у военных летчиков появился свой праздник — День Военно-воздушных сил, отмечаемый 12 августа.
Поэтому с 1997 года День Воздушного Флота является профессиональным праздником для коллективов предприятий и организаций, работников и ветеранов гражданской авиации.
Первый авиационный праздник, посвящённый Дню Воздушного Флота СССР, состоялся на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе 18 августа 1933 года (на территории Ходынского поля, Москва). Начиная с 1935 года, авиапарады, посвящённые Дню Воздушного Флота СССР, проводились в Тушино в выходные дни, т.е. не были жёстко привязаны ко дню 18 августа, а иногда переносились на другой день или вообще отменялись по метеоусловиям.
После Великой Отечественной войны воздушные парады проводились не каждый год, иногда их проводили в июле (в 1951 году — 8 июля, в 1952 году — 27 июля).
Последний воздушный парад в Тушино состоялся 9 июля 1961 года.
В дальнейшем воздушные показы новых образцов военной и гражданской авиатехники проводились в Домодедово. Последний из них прошел в 1967 году.
В 1970-е и 1980-е годы центральные авиапарады не проводились.
Однако, традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном уровне.
Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами лётчиков-испытателей Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова), в Монино, в Кубинке и других авиационных центрах страны.
Гражданская авиация в России начала свое развитие с того момента, как в феврале 1923 года Совет Труда и Обороны РСФСР принял постановление "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации", положившее начало государственному регулированию деятельности воздушного транспорта в стране.
В 1923 году в Москве создано первое авиационное общество "Добролёт" для организации на коммерческой основе перевозок пассажиров, почты, производства аэрофотосъемок и других работ. К июню 1923 года "Добролётом" была оборудована первая в СССР регулярная пассажирская авиалиния Москва — Нижний Новгород.
В 1931 году в Москве на центральном аэродроме (Ходынское поле) открылся первый в стране пассажирский аэровокзал.
25 февраля 1932 года было образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) и учреждено официальное сокращенное наименование гражданской авиации страны — Аэрофлот.
В 1932 году Президиум Центрального исполнительного комитета СССР утвердил первый Воздушный кодекс СССР.
В 1936 году СССР вступил в члены Международной авиационной федерации (ФАИ).
В годы Великой Отечественной войны, авиаторы гражданского воздушного флота внесли весомый вклад в победу над врагом. Специальные подразделения Аэрофлота участвовали в боевых операциях. За годы войны летчики совершили более полутора миллионов боевых вылетов, из них около 40 тысяч в тыл врага, перевезли 1,6 миллиона человек, свыше 400 тысяч тонн военных грузов.
Развитие воздушного транспорта в стране ускорилось со второй половины 1950-х годов, авиационный парк пополнился представителями нового поколения авиатехники — пассажирскими самолетами Ил-18, Ан-10, Ту-114, многоместными лайнерами магистральных линий.
В 1960-е годы на линиях большой протяженности началась эксплуатация скоростного лайнера Ил-62, совершил первые полеты сверхзвуковой авиалайнер Ту-144.
В 1970 году СССР вступил в члены Международной организации гражданской авиации ИКАО.
В 1972 году начались регулярные полеты на новом магистральном самолете Ту-154.
В 1973 году вышло постановление Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР "О мерах по повышению безопасности полетов в гражданской авиации". С этой даты начался новый качественный этап становления и развития системы управления воздушным движением (УВД) в стране.
После провозглашения в 1991 году Россией суверенитета наступил новый этап в истории отечественной гражданской авиации. Аэрофлот перестал быть общесоюзной структурой и распался на части.
На базе территориальных управлений стали формироваться новые структуры: концерны, корпорации, ассоциации, авиакомпании. Кроме существующих авиапредприятий, стали образовываться самостоятельные авиакомпании на коммерческой основе.
В соответствии с указом президента Российской Федерации в октябре 1991 года постановлением Совета министров РСФСР было упразднено союзное Министерство гражданской авиации, а в составе Министерства транспорта РФ образован Департамент воздушного транспорта. Был создан ряд новых образований гражданской авиации, в их числе — Международный авиационный комитет (МАК), который стал постоянно действующим органом по координации авиации и использованию воздушного пространства на равноправной основе двенадцати стран — независимых государств бывшего СССР.
В 1996 году создана Федеральная авиационная служба (ФАС) России, с 1999 года — Федеральная служба воздушного транспорта России. В мае 2000 года функции Федеральной службы воздушного транспорта переданы Министерству транспорта РФ, в марте 2004 года — Федеральному агентству воздушного транспорта.
19 марта 1997 года был принят Воздушный кодекс Российской Федерации, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации. В соответствии с кодексом разработаны федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила.
Стабильное функционирование авиационного транспорта имеет огромное значение для экономики и социальной сферы страны, и государство принимает все меры по поддержке и устойчивому развитию отечественных авиакомпаний и предприятий.
В 2007 году правительством РФ была одобрена и приказом Минтранса России утверждена Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", включающая в себя подраздел "Гражданская авиация". Общий объем финансирования подпрограммы составляет 1250,5 миллиардов рублей.
Сегодняшний этап отечественной гражданской авиации характеризуется развитием Единой системы организации воздушного движения, созданием укрупненных центров УВД, массовым переоснащением органов управления воздушным движением современным оборудованием, на уровне мировых стандартов, внедрением новейших технологий, созданием и развитием Единой системы авиационно-космического поиска и спасания, строительством и реконструкцией аэродромов, оснащением их новейшим оборудованием, техническими средствами и системами.
В настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации РФ включено 297 аэродромов. 117 из них образуют национальную опорную аэродромную сеть.
В 2013 году только российскими авиапредприятиями было перевезено более 84,5 миллиона пассажиров. Российские аэропорты обслужили более 142 миллионов российских и иностранных граждан на внутренних и международных рейсах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников