МОСКВА, 15 авг — РИА Новости. Если США и ЕС не готовы рисковать мировой финансовой стабильностью, ведя с Россией непредсказуемую игру "кто струсит первым", то им не мешало бы заново продумать состав своих санкций — так полагает бывший глава Отдела международного политического анализа в Европейском Центробанке, президент Немецкого института экономических исследований и профессор макроэкономики и финансов в Университете Гумбольдта Марcель Фрацшер (Marcel Fratzscher) в статье, опубликованной на сайте Project Syndicate.
Любое действие имеет противодействие, у любой палки два конца, а выстрел имеет обыкновение производить отдачу. Напоминая об этом, профессор Фрацшер приводит пример: когда в России в 1998 году случился дефолт, этот локальный, казалось бы, кризис имел далеко идущие последствия. Он отозвался на другом конце земного шара — в Аргентине. Дело в том, что российский кризис усугубил спад доверия к развивающимся рынкам, и через четыре года Аргентина стала жертвой этого процесса.
Запрет свободной работы российских банков на западных рынках капитала может повлиять на всю российскую экономику, а не только на сами банки, но и это еще не все, пишет Фрацшер. Проблема с финансовыми санкциями состоит в том, что никто и никогда не может знать точно, как они будут развиваться, особенно в такой крупной экономике, как российская. Если санкции окажутся более эффективными, чем предполагали их инициаторы, то это может представлять собой серьезную угрозу для глобальной финансовой стабильности, предупреждает автор.
"Ограничения для российских банков, работающих в Европе и США, выглядят довольно умеренно. Банки по-прежнему могут получать доступ к денежным рынкам, покрывать свои краткосрочные потребности в финансировании и рассчитывать на поддержку Центрального европейского банка. Однако аппетит инвесторов к риску может легко сместиться, стимулируя их к выводу больших объемов капитала. И пусть государственный долг России является умеренным, ее валютный резерв велик, а ее экономика значительно сильнее, чем в 1998 году, — но когда побежит все стадо, остановить его будет невозможно", — пишет Марсель Фрацшер.
Еще больше, по его мнению, усугубляет проблему тот факт, что никто по-настоящему не понимает, какие именно связи действуют между российскими и европейскими институтами и рынками.
Другая проблема, по мнению аналитика, заключается в том, что реализация санкций, которые невозможно быстро обратить вспять, уничтожает мотивацию России вернуться за стол переговоров. А угроза эскалации финансовых санкций не вызывает доверия, так как несет в себе риск подрыва финансовой стабильности в самих Европе и США.
"Как только эти санкции начнут кусаться, никто не сможет предсказать, кому именно будет больно и насколько. И, как показывает опыт России в 1998 году и Аргентины после 2002 года, процесс восстановления доверия между участниками рынка бывает длительным и болезненным", — пишет ученый.
В любом случае США и европейские лидеры должны признать, что все санкции будут иметь свою цену (и многие из них неожиданную) для обеих сторон, предостерегает профессор Марсель Фрацшер в своей статье на сайте Project Syndicate.