МОСКВА, 15 авг — РИА Новости. Добровольная отставка премьер-министра Ирака Нури аль-Малики, который до последнего отказывался признавать решение назначить нового премьера, сыграет положительную роль в разрешении кризисной ситуации в стране, однако системные проблемы по-прежнему остаются, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Президент Ирака Фуад Маасум 11 августа официально поручил кандидату от крупнейшего шиитского парламентского объединения "Национальный альянс" Хайдару аль-Абади сформировать правительство по итогам выборов, состоявшихся еще в апреле. Действующий премьер-министр Нури аль-Малики, претендовавший на очередной срок, назвал эти действия президента нарушающими конституцию, отказался признать законность назначения аль-Абади и обратился с соответствующим иском в Федеральный суд. Однако в четверг, выступая по национальному телевидению, аль-Малики заявил, что отказывается от претензий к новому премьеру и уходит со своего поста.
Решающая роль США и Ирана
По мнению советника директора Российского института стратегических исследований, специалиста по Ближнему Востоку Елены Супониной, аль-Малики трезво оценил ситуацию, примирившись с решением о назначении премьером аль-Абади, которое поддержали как США, так и Иран, оказывающие значительное влияние на иракскую политику.
"Он пытался бороться за власть, опираясь на свой силовой аппарат, но решающую роль сыграло то, что США и Иран нашли согласие в этом вопросе и в унисон договорились о том, что необходима альтернативная кандидатура", — заявила Супонина.
С таким мнением согласен специалист-эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко, который напоминает, что Вашингтон и Тегеран делали ставку на Нури аль-Малики, когда он впервые пришел к власти, однако он не оправдал их ожиданий.
"(США и Иран) надеялись, что он железной рукой приведет Ирак к спокойствию, а он добился абсолютно обратных результатов", — считает Демиденко.
Супонина также обращает внимание на большое число ошибок, которые допустил ал-Малики на посту премьера и часть из которых стала причиной резкой дестабилизации в стране. Это привело к падению его популярности даже среди мусульман-шиитов, представителем общины которых он являлся.
"База поддержки Нури аль-Малики со временем все сужалась и сужалась и сконцентрировалась только в его аппарате безопасности и армейской верхушке по той простой причине, что он расставлял на ключевые посты в стране своих родственников. Такая манера оттолкнула от Нури аль-Малики многих, даже мусульман-шиитов", — заявила Супонина, добавив, что сунниты "просто не получали кусков нефтегазового пирога Ирака".
Проблемы остаются
Аль-Абади поддержали шиитские группы, а также курды, мусульмане-сунниты, подчеркивает Супонина. Однако такая поддержка не значит, что не возникнет проблем в процессе формирования правительства и что раскол в обществе будет легко преодолен.
"Несмотря на согласие по его кандидатуре, будут возникать вопросы по распределению портфелей. Ситуация станет немного легче, но беда в том, что не решаются кардинальные проблемы в Ираке. Очень опасаюсь, что общее противостояние между мусульманами-шиитами и мусульманами-суннитами продолжится", — считает Супонина.
По ее мнению, если аль-Абади успешно сформирует правительство, то это положительно скажется на перспективах борьбы с боевиками группировки "Исламское государство" (бывшее "Исламское государство Ирака и Леванта"), которые в начале июня начали захватывать части территории страны, хотя сама проблема останется.
"Будет легче налаживать ситуацию в ряде суннитских районов, потому что воздействовать на обстановку можно будет не только военными способами, но и политическими. Раз часть мусульман-суннитов все-таки согласилась на формирование нового правительства, значит эти политики могут затем вступить в переговоры с шейхами местных суннитских племен, с представителями суннитского населения в тех районах, где сейчас властвуют боевики-экстремисты, и таким образом лишить их поддержки населения", — считает эксперт.
Ограниченная роль Правительства
В свою очередь, Демиденко отмечает, что последние перестановки в правящей верхушке Ирака — это "смена политических декораций при желании оставить все, как есть". Система власти остается той же, что устраивает США и Иран.
"Фактически это просто смена неких лидеров при том, чтобы не менять систему. Система все равно должна базироваться на курдско-шиитском альянсе. Так себе видят эту ситуацию Иран и Соединенные Штаты", — заявил он.
В то же время Демиденко признает, что ставка на консолидацию шиитов и курдов — верная стратегия в сложившейся ситуации, когда часть страны находится под контролем боевиков группировки "Исламское государство", поскольку остановить распространение их влияния можно только путем максимальной консолидации сил курдов и шиитов.
По мнению Демиденко, министерство внутренних дел возглавит шиит, министерство обороны достанется суннитам, а курды с большой вероятностью получат министерство иностранных дел и нефтяной блок. Однако структура правительства — вторичный вопрос, считает эксперт.
"Все сейчас решается не в правительстве. Все решается на уровне контактов между наиболее видными политическими силами в Ираке, а силу имеет Муктада ас-Садар (радикальный шиитский проповедник), Высший исламский совет Ирака, то есть шиитские организации, которые имеют свои вооруженные структуры. Курды имеют свои вооруженные структуры. Вот там сейчас решаются все основные вопросы, как будет развиваться государство, как и кто будет бороться с исламским халифатом", — заключает эксперт.