МОСКВА, 15 авг — РИА Новости. Ровно через два месяца, 15 октября, на Украине стартует отопительный сезон 2014-2015 года. Перспективы его успешного прохождения пока не ясны, поскольку поставки российского газа на Украину, остановленные Газпромом 16 июня, так и не возобновились. Последние новости с газового фронта свидетельствуют о том, что Украина форсирует события и пытается всеми возможными способами обеспечить отопительный период в условиях отсутствия поставок газа из РФ.
Газовая сбалансированность
По заявлениям украинских властей, для нормального прохождения осенне-зимнего периода (ОЗП) и осуществления бесперебойного транзита Украине необходимо накопить в своих подземных хранилищах газа (ПХГ) до середины октября 18-20 миллиардов кубометров газа. По данным "Укртрансгаза", по состоянию на 11 августа в украинских ПХГ находится уже 15,183 миллиарда кубометров.
"Даже если Украина снизит потребление на 30%, как планируют власти, дефицит собственной добычи в отопительный сезон составит 17-18 миллиардов кубометров, из которых в настоящее время лишь 8-9 миллиардов покрываются запасами из ПХГ. Остальное Украина должна импортировать", — высказал свое мнение Алексей Гривач из ФНЭБ.
Таким образом, потребность Украины в импортном газе в грядущий отопительный сезон может составить около 9 миллиардов кубометров. После того как "Газпром" прекратил поставки газа Украине, последняя пытается получить российский газ, перекупая его у европейских компаний. Это все тот же российский газ, но поступающий на Украину в реверсном режиме. Это не физический, а так называемый виртуальный реверс.
По мнению Гривача, в грядущий отопительный сезон Украине не хватит объемов газа, которые она перекупает у европейцев. "Даже после пуска трубы для реверсных поставок с территории Словакии, максимальная возможность физических поставок с территории европейских стран составит около 30 миллионов кубометров в сутки. А Украине нужно минимум вдвое больше, даже с учетом суперэкономии", — отметил эксперт.
Нерациональный подход
ПХГ создаются и используются с целью компенсации неравномерности (сезонной, недельной, суточной) газопотребления, а также для резервирования газа на случай аварий на газопроводах и для создания стратегических запасов газа. На Украине обустроено 12 ПХГ (без учета Глебовского ПХГ в Крыму) общей емкостью около 50 миллиардов кубометров газа. При этом максимальная емкость активного газа составляет около 30 миллиардов, остальные 20 — проектные объемы так называемого буферного или технологического газа, который не извлекается в ходе функционирования комплекса по хранению.
Для сбалансированной работы всей газотранспортной системы в отопительный сезон Украине нужно "поднимать" газ из ПХГ и импортировать газ в текущем режиме. Газ в ПХГ и в транзитной трубе — две неразрывно связанные вещи. "Закачанный газ (в хранилище) полностью используется для покрытия возрастающего в холодный период потребления. Но технологически происходит внутренний своп (обмен). На самом деле "Нафтогаз" отбирает газ для поставок своим потребителям из транзитных объемов, а компенсирует их за счет подъема из подземных хранилищ у западной границы", — пояснил Гривач.
Таким образом, если Украина действительно решится перекрыть транзит газа, она лишит голубого топлива из России не только Европу, но и своих потребителей.
Парламент Украины в четверг принял закон, который предусматривает возможность введения в отношении России более 20 видов санкций, включая прекращение транзита энергоресурсов. Это не означает автоматическую остановку транзита, а лишь создает правовую основу для ее осуществления.
Старая идея и неприкрытый шантаж
Эксперты газового рынка называют блефом заявления украинских властей о возможности прекратить транзит газа по своей территории. После того как "Газпром" включил в транзитный договор пункт о незаконности использования "виртуального реверса", у Украины с ее европейскими партнерами остается два выхода из сложившейся ситуации.
"Перенесение закупки газа европейскими компаниями с западной границы Украины на западную границу России позволит обеспечить надежный транзит газа в Евросоюз и в конечном итоге гарантировать энергетическую безопасность стран ЕС. Передавая свой газ покупателям на границе с Украиной, "Газпром" лишится возможности угрожать европейцам прекращением поставок, используя необоснованные обвинения о несанкционированном отборе газа Украиной", — говорится в заявлении "Нафтогаза", распространенном 13 августа.
Бермудский треугольник
Теперь "Нафтогаз" настаивает на скорейшем проведении "трехсторонки" в формате Украина-ЕК-Россия. ЕК дала понять, что услышала Украину и каждый день докладывает о том, что прилагает все усилия для проведения этой встречи уже в начале осени. В российских Минэнерго и "Газпроме" не комментируют ситуацию с транзитом российского газа.
Ранее эксперты, опрошенные РИА Новости, сошлись во мнении, что Украина своими действиями пытается изменить всю конфигурацию газового договора с "Газпромом", и, как следствие, быстрее разрешить ситуацию, не заплатив по счетам.
"Общий долг Украины (перед "Газпромом") достиг гигантской суммы — 5,296 миллиарда долларов. Всего неоплаченными остаются 11,535 миллиарда кубометров российского газа. Это огромный объем, сопоставимый с годовыми поставками российского газа в Польшу", — заявил ранее глава "Газпрома" Алексей Миллер.
В изменении существующего транзитного договора не заинтересованы ни "Газпром", ни покупатели газа из ЕС. Сейчас покупатели российского газа, оплачивая газ и его доставку, просто получают товар. Все заботы по доставке газа потребителям ложатся на российскую сторону. В случае реализации предложения "Нафтогаза" европейским компаниям придется брать на себя эти риски, а также затраты на транзит и экспортную пошлину, высказывал ранее свое мнение Гривач.
Накануне, 14 августа, вице-президент ЕК, отвечающий за энергетику, Гюнтер Эттингер косвенно дал понять, что изменить транзитный договор не в его власти, договариваться все равно придется с "Газпромом". По его словам, если теоретически случится перебой с поставками газа и европейские газовые компании решат покупать газ на границе РФ-Украина, тогда им придется вступить в переговоры с "Газпромом" для обсуждения газовых контрактов. Этот вопрос не находится в компетенции Еврокомиссии, это коммерческие соглашения, которые, возможно, в таком случае потребуется изменить, отметил он.