Рейтинг@Mail.ru
Панамский канал - РИА Новости, 15.08.2014
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Панамский канал

Читать ria.ru в
Дзен
15 августа 2014 года исполняется 100 лет с прохождения через Панамский канал первого судна.

Панамский канал — искусственный водный путь на территории Панамы в Центральной Америке, пересекающий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантический и Тихий океаны. Один из важнейших транспортных водных путей международного значения.

Идея строительства Панамского канала относится к началу XVI века. В 1534 году испанское правительство приказало исследовать местность от Круца (Cruces) на Атлантическом океане до Панамы на Тихом океане, чтобы определить возможность соединения искусственным водным путем реки Чагрес (Chagres) с Тихим океаном, но результаты этих изысканий оказались неблагоприятными. В первой половине XIX века неоднократно возникали планы проведения канала через перешеек. В 1814 году испанские кортесы издали декрет об устройстве канала и об образовании общества для его постройки. Но, потеряв в 1823 году все свои колонии в Центральной и Южной Америке, Испания оказалась отстраненной от идеи постройки предполагаемого канала. В течение следующих 50 лет изыскания и предварительные проекты безрезультатно делались американцами, англичанами, голландцами и французами.

В 1876 году французская компания получила на 99 лет концессию и исключительное право постройки канала, а в 1879 году это предприятие перешло в руки Фердинанда Лессепса, французского дипломата, инженера, строителя Суэцкого канала.

Получив контракт на строительство Панамского канала, Лессепс организовал акционерную компанию "Панама". К 1882 году фактически была сделана подготовительная работа по постройке канала открытого нешлюзованного типа. Но компания Лессепса разорилась, и в 1889 году было назначено конкурсное управление.

В 1894 году образовалась новая французская компания по постройке Панамского канала, начавшая работать над устройством шлюзованного канала, а в 1904 году предприятие было продано правительству США за 40 миллионов долларов.

В 1903 году Республика Панама стала независимой от Колумбии. 18 ноября 1903 года США заключили с правительством Панамы соглашение о Панамском канале. В соответствии с ним, Панама уступала США под полную юрисдикцию собственно канал и территории вдоль его трассы шириной приблизительно в 10 миль. В обмен на это США уплатили Панаме 10 миллионов долларов единовременно и обязались выплачивать арендную плату за пользование полученной ими территорией в 250 тысяч долларов ежегодно. Эта сумма впоследствии несколько раз увеличивалась, достигнув 110 миллионов долларов в 1998 году.

Строительство Панамского канала продолжалось 11 лет.

Общая стоимость строительства Панамского канала составила приблизительно 375 миллионов долларов.

При строительстве канала применялись уникальные для того времени технические решения. Канал был построен в виде шестиступенчатого шлюзового перехода через гористый Панамский перешеек и шел в направлении с северо-запада на юго-восток от атлантического порта Кристобаль и города Колон к порту Бальбоа и городу Панама на Тихоокеанском побережье.

Высота шлюзового подъема — 26 метров, длина канала — 80 километров, в том числе искусственного русла вместе со шлюзами — 42 километра. Длина шлюзовых камер — 305 метров, ширина — 33,5 метра, что позволяет пропуск каналом примерно 85 % находящихся сейчас в эксплуатации судов мирового торгового флота (до 290 метров длиной, до 32,5 метра шириной и осадкой до 12 метров).

Первое судно прошло через Панамский канал 15 августа 1914 года, но официальное открытие состоялось лишь 12 июня 1920 года, после чего канал фактически вступил в строй.

Панамский канал избавил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу или вокруг мыса Горн и изменил направления ряда важнейших морских путей.

Панамский канал уменьшил морской путь от Нью-Йорка до Сан-Франциско на 14 550 километров (10 700 километров вместо 24 300 километров пути через Магелланов пролив), с подобным же сокращением расстояния до многих портов Южной Америки и стран Востока.

В 20-е годы ХХ века панамское правительство поставило вопрос о переходе канала под юрисдикцию Панамы. Однако взаимоприемлемое соглашение было достигнуто только в 1977 году. 7 сентября 1977 года президент США Джимми Картер и президент Панамы Омар Торрихос подписали договоры "О Панамском канале" и "О постоянном нейтралитете Панамского канала и его управлении".

23 октября 1977 года договоры были одобрены на национальном плебисците в Панаме, после чего ратифицированы панамской стороной. При ратификации договора о нейтралитете Панамского канала (16 марта 1978 года) и договора о канале (19 апреля 1978 года) были внесены оговорки, резервирующие за США право военного вмешательства в целях "поддержания канала открытым для судоходства".

Процесс передачи канала от США Панаме продолжался почти 20 лет. 14 декабря 1999 года состоялась официальная церемония передачи канала под юрисдикцию Панамы, но реальный суверенитет над каналом Панама обрела только 31 декабря 1999 года.

С момента открытия Панамского канала в 1914 году по 2011 год включительно через него прошло более одного миллиона судов.

Канал управляется государственным агентством Панамы Autoridad del Canal de Panama (ACP). Через Панамский канал проходит 4% мировых торговых грузоперевозок и 16% торговых грузоперевозок США. В среднем ежегодно через канал проходят более 14 тысяч судов. Их грузооборот измеряется в специальных единицах — "тоннах Панамского канала" (PCUMS). Одна PCUMS равна одной тысячи кубических футов (28,3 кубических метров).

В 2013 финансовом году через Панамский канал прошло 12 045 судов (без учета малых судов). Грузооборот составил 320,6 миллиона "тонн Панамского канала".

Основные перевозимые грузы — нефть и нефтепродукты, уголь и кокс, металлы и минералы, химические продукты, контейнерные грузы.

Главные страны-пользователи канала — Эквадор, Чили, Перу, Колумбия, США, Мексика, Венесуэла, Китай, Италия, Германия, Испания, Канада, Южная Корея, Япония, Нидерланды и Бразилия.

По данным администрации Панамского канала, в 2013 году доходы канала составили 2,4 миллиарда долларов.

В настоящее время проводится масштабная реконструкция Панамского канала. Работы осуществляются международным консорциумом во главе с испанской компанией Sacyr Vallehermoso, которая в июле 2009 года выиграла тендер, предложив 3,12 миллиарда долларов. Проект предусматривает углубление дна, расширение старых фарватеров и строительство двух новых одномагистральных трехступенчатых шлюзовых каскадов. Это удвоит пропускную способность канала и позволит проходить через него особо крупным контейнеровозам нового поколения (длиной до 400 метров).

В начале 2014 года испанская компания Sacyr приостановила работы по расширению канала из-за невозможности покрыть возросшие расходы. По мнению руководства компании, представители панамской стороны не смогли в полной мере обеспечить софинансирование этого проекта. Сумма издержек в ходе работ на тот момент уже превысила 1,168 миллиарда евро.

В марте 2014 года администрация Панамского канала и международный консорциум строительных компаний заключили соглашение о завершении реконструкции Панамского канала. В соответствии с документом, подписанным всеми сторонами, реконструкция должна будет завершиться в декабре 2015 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала