МОСКВА, 14 авг — РИА Новости. Мнение почти половины жителей Великобритании, Германии и Франции о том, что нынешняя ситуация в Ираке не связана с военным вторжением в эту страну войск коалиции во главе с США в 2003 году, объясняется короткой исторической памятью, сказал РИА Новости заведующий отделом страновых исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
Согласно результатам опроса, проведенного агентством ICM Research по заказу МИА "Россия сегодня", в трех европейских странах — Франции, Германии и Великобритании — около половины респондентов (47%) считают, что нестабильность в Ираке — результат внутриполитического развития, лишь 32% опрошенных уверены, что происходящее является следствием военного вторжения.
Короткая память
"Это пример формирования однобокой позиции без комплексного видения и комплексной оценки событий десяти-пятнадцатилетней давности", — добавил он.
Вторжение в Ирак коалиционных войск во главе с США началось в марте 2003 года. Целью ставилось свержение режима Саддама Хусейна, которого Вашингтон обвинял в возобновлении разработок оружия массового поражения и сотрудничестве с международными террористическими организациями, в том числе с "Аль-Каидой". Позже эта информация не подтвердилась. Операция проводилась без санкции ООН. Против военной операции активно выступали Франция, Германия и Россия. Иракская война продлилась до 2011 года.
Все дело в выходцах с Ближнего Востока
В целом негативно к группировке ИГИЛ ("Исламское государство Ирака и Леванта", в июне переименована в "Исламское государство"), которая объявила о создании исламского халифата на территориях Сирии и Ирака и боевики которой с начала лета ведут активное наступление на северные и западные районы Ирака, относятся 64% опрошенных, свидетельствуют данные опроса. При этом во Франции число таких составляет 15%, в Великобритании — 7%, в Германии — 2%.
Это объясняется тем, что во Франции и Великобритании доля выходцев из арабских стран и стран Ближнего Востока существенно выше, чем в Германии, считают эксперты.
"Наличие во Франции значительного числа, самого большого в Европе, эмигрантов из исламских стран дает о себе знать. Многие из младшего поколения давным-давно оторвались от стран, из которых уехали их родители, но демонстративная солидарность с именно террористическим исламизмом — это форма их протеста", — сказал РИА Новости руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский.
Неосознанное сочувствие
По мнению Рубинского, высокая доля жителей Франции, положительно относящихся к ИГ, — это и следствие протестных настроений в обществе в целом.
"Этот результат не является следствием сочувствия значительного числа французов этой экстремистской террористической организации. Это просто проявление накопившегося в стране потенциала отторжения существующей системы в целом. Это форма отторжения элит, форма протеста", — сказал собеседник агентства.
По его словам, протест в целом характерен для политической культуры Франции. "Элиты оторваны от молодого поколения. Они не пользуются достаточным авторитетом. Стремление молодежи сказать "нет" принимает форму одобрения совершенно чудовищных, неприемлемых экстремистских течений", — считает Рубинский. По его мнению, речь не идет о сознательном идеологическом сочувствии исламистскому экстремизму.
Высокая доля тех, кто вообще не может сформулировать свое отношение к группировке ИГ (29%) и причинам происходящего в Ираке (21%), связана с низкой осведомленностью европейцев, полагает Белов.
"Не все в курсе, что такое ИГ, равно как и не все в курсе, как развивается ситуация в Ираке и Сирии", — подытожил он.